Используйте наглядные примеры. Наглядные примеры свидетелей. Публичные речи свидетелей иеговы. Даниил - небесный посланник Верные и честные мужи


Каждый Штирлиц знает: "запоминается последняя фраза". Каждый Свидетель Иеговы согласится - из речей на собраниях и конгрессах лучше всего запоминаются интересные "наглядные примеры".

"Наглядный пример" - выражение, хорошо знакомое каждому СИ. И, кажется, никто, кроме них, не вкладывает в него такого обширного значения. Какого же? В пособии по ораторскому искусству, книге "Учимся в Школе Теократического Служения", уроке № 45, "Учи с помощью наглядных примеров", стр. 240 , говорится:

"... В чем состоит твоя задача?
Употреблять образные выражения, использовать истории и случаи из жизни для достижения целей, которые стоят перед тобой как перед учителем..."

То есть, метафоры, сравнения, иносказания, гиперболы, притчи, случаи из жизни - всё это называется здесь "наглядными примерами". Для большинства братьев и сестёр это - "изюминки" любой статьи и любого выступления; то, что запоминается легче всего. И хотя, по-настоящему, назначение подобных литературных и ораторских приёмов - лишь подчёркивать и украшать мысль , в сознании многих СИ они обладают силой доказательства . Поэтому, когда я готовил речи, то понимал - чтобы речь понравилась нашей аудитории, надо сочинить какое-нибудь интересное сравнение, метафору или рассказать какой-нибудь случай, "в нашу пользу", естественно. Именно эти вещи, скорее всего, будут потом повторять и передавать из уст в уста, а вовсе не библейские отрывки или логическое обоснование тех или иных указаний организации. Вышеупомянутая книга, в той же главе, на стр. 243 , подтверждает:

"...Чтобы научиться приводить меткие примеры, нужны время и усилия, однако результат того стоит . Хорошо подобранные наглядные примеры воздействуют не только на разум, но и на чувства. Они придают высказываниям силу, которая не всегда достижима простым изложением фактов ."
Но, вот ведь в чём загвоздка...Вероучения и установки организации далеко не всегда основаны на "фактах". А потому при помощи "простого их изложения" вообще ничего не добьёшься, излагать попросту бывает нечего. Вот здесь и необходим какой-нибудь "наглядный пример", в основе которого лежит намеренное нарушение логики - софизм . Он завуалирует все слабости аргументации, и создаст у непритязательного слушателя (а "овец" учат быть именно такими, восклицать: "спасибо, ой, как вкусно!" по поводу всех "духовных блюд") впечатление, что ему всё "убедительно обосновали". Ведь это и есть цели, "которые стоят перед тобой как перед учителем." если ты "учитель" в собрании СИ - не установить и доказать истину, а создать впечатление обоснованности догм и учений организации. И "результат того стоит" - люди видят "логику" там, где она даже не квартировала.

Такой "пример" - словно фигура, которая может существовать только виртуально, в реальности же она невозможна, потому что нарушены логические геометрические законы(см. на картинке)

Примеры? Пожалуйста! Они в различных интерпретациях постоянно появляются в литературе Общества и речах в собраниях...

1. Надо слушаться руководства, которое Иегова даёт нам через Свою организацию, даже, если мы не до конца его понимаем. Маленький ребёнок доверяет своему отцу и крепко держит его за руку, куда бы отец его не вёл, не сомневаясь в том, что отец желает ему самого лучшего...

Приказы организации не обсуждаются! - вот смысл этого наставления. Но сказать так напрямую было бы грубостью и смутило слушателей и читателей, поэтому необходим демагогический "подходящий наглядный пример"...

Итак, с самого начала осуществляется самая, пожалуй, популярная подмена у Рук.Совета: указания руководителей организации представляются "руководством Бога". Понятия "Бог", "организация", "верный раб", "Руководящий Совет" потихоньку-полегоньку сливаются в сознании верующего, фактически, воедино. "Мы говорим - "партия", подразумеваем - Ленин! Говорим - Ленин, подразумеваем - "партия"!

Но вот, сравнение взрослых с детьми - это тоже не совсем честный логический приём, и им грешат, кстати, во многих религиях. Вы когда-нибудь видели маленьких детей, которые во всём слушают родителей, но при этом несут полную ответственность за свои поступки? Вы слышали об обществах, которые требовали бы этого от детей? Нет, конечно! Почему у взрослых есть свобода, они вправе сами принимать решения и подвергать сомнению любые советы, в том числе, которые даются, например, их престарелыми родителями? Да, потому что они несут полную ответственность за свои решения. А здесь получается - как слушать наши указания, так стань дитём малым, а если проблемы появились - решай сам, великовозрастный детина! Слушаетесь, как дети, отвечаете, как взрослые! Но так не бывает, по крайней мере, в цивилизованном обществе и в мирное время (казарму не берём в расчёт) Если у тебя нет свободы, тогда нет и ответственности, а если есть ответственность, появляется и свобода.

2.Почему мы не хотим слушать доводы отступников, общаться с ними, заходить на их сайты, смотреть телепередачи с их участием? Потому что их пропаганда - яд! Никто не может выпить даже малую дозу яда без вреда для организма! Точно так же даже кратковременное соприкосновение с отступническими идеями может нанести непоправимый вред нашему духовному здоровью.

Пафоса - на рубль, логики - на копейку! Допустим, идеи отступников и вправду, яд? Ну, тогда с чем было бы логично сравнить самые правильные, самые обоснованные, самые мощные и истинные идеи на свете - идеи "верного раба"? Конечно, с универсальным противоядием или ещё лучше - с приобретённым иммунитетом против всяких ядов (в истории были случаи, когда люди развивали подобный иммунитет). Ведь "истина" - "всё побеждает и сокрушает", "всех берёт в плен", "обвиняет любой язык", "всех исцелит" и далее по списку... Но, в этом случае, она почему-то становится беспомощна, как котёнок и какой-то "лишенец", сам - бывший носитель "истины", вдруг сразу после лишения приобретает такую "силушку богатырскую", что нынешние носители "истины" боятся чуть ли не посмотреть в его сторону.

К тому же, с точки зрения православных, например, пропаганда со стороны их единоверцев, ушедших к СИ - это яд, а по мнению СИ, ядом брызжут те, кто ушёл от них. А в советские времена ядом считалась антисоветская пропаганда, т.е. любая критика существующего строя, и её усматривали даже в публикациях СИ. Действие буквального яда на человеческий организм - объективная реальность, подтверждаемая химическими законами, она не зависит от точки зрения испытуемого. Поэтому сравнивать аргументы оппонентов с "ядом" - форменная демагогия. А Рук.Совет делает это постоянно и настойчиво. Что ж, другого способа скрыть слабости своего учения, как только постоянно стращать всемогуществом "отступников", у него не имеется...

Конечно, демагогией пользуются, в той или иной степени, и руководители других религий и политики и коммерсанты. Но там, по крайней мере, аудитория к этому лучше готова, потому что её не лишают способности к критическому анализу так методично, как это делает Рук.Совет со своей аудиторией.

Таковы некоторые "наглядные" примеры, которые так полюбились идеологам СИ, что стали для них "ненаглядными". Они и вправду "ненаглядные", точнее "не наглядные", но только в том смысле, что призваны затуманить способность человека объективно воспринимать реальность.

Почти 70 лет, целью Школы Галаад было назначение миссионеров в различные страны, где они должны были служить в отдаленных территориях. Но с 2011 г. цель Школы изменилась.

Во первых, курсанты Школы уже находятся в специальном полновременном служении, в качестве миссионеров, разъездных надзирателей или вефильцев.

Во вторых, их выбирает комитет филиала, и только после этого, их приглашают в Галаад.

Теперь они не будут более отправляться в отдаленные территории, но в густонаселенные территории для того, чтобы поддерживать местные собрания и продвигать организационные мероприятия.

14 сентября 2013 г. на выпуске 135-го класса Школы Галаад, председатель программы и член РС, Гай Пирс, описал чувства выпускников:

«Иегова выбирает обычных людей, таких как вы и я, и совершает необычайные дела в согласии со своей волей.»

«Не важно сколько у нас проблем. У Иеговы всегда есть решение! Может он не решит конкретную проблему, но он обязательно даст сил её преодолеть!Иегова поднимает, когда мы падаем.» (Сэм Робес)

«Оказывайте честь другим! И они ответят вам тем же, когда увидят, как вы прославляете ваше служение, а не вас самих!» (Уильям Сэмьюлсен)

Четверо выпускников, рассказали, как им помогло обучение полученное на Школе.» В действительности, Иисус Навин не заменил Моисея. У Моисея была своя роль в организации Иеговы, также как и У Иисуса, который ему подражал. сегодня также, в Школе Галаад, как и в других Школах, курсантов обучают не для того, чтобы заменить других,но, чтобы выполнить все то, что сейчас необходимо в Организации.»

«Мир находится в том состоянии в котором находится потому что Сатана не был смирен. я поняла, что для того, чтобы быть полезной в организации Бога, я должна быть смиренной.»

Джеффри Джексон из РС, рассказал о бедной вдове, которую Иисус видел в храме:
«Иисус сказал, что те две монетки, что она бросила в сокровищницу, было всем на что она могла еще жить. Те монетки были её даром Иегове. Независимо от того, как ими бы распорядились, Иегова благословил бы её за этот дар! Иногда нам может казаться, что наши усилия остаются незамеченными.Но в действительности, они являются доказательством нашей преданности! Нашим даром Иегове!»

Последние слова брата Хёрд, тронули их сердца:
«Школа закончена.Но пусть прекрасные воспоминания с этой школы сопровождают вас всю жизнь!»

Мысли и наглядные примеры из жизни с выпуска 137-го класса школы Галаад.

Нужно стремиться постигать мышление Иеговы и перенимать его, но пока мы постигли только край его мышления, видим только самую вершину айсберга. Скребем по поверхности, так сказать. Хотя студенты выпускаются из Галаада, с точки зрения мышления Иеговы это выпуск не из школы в институт, а из яслей в детский сад.

Когда Бог сказал, что у Авраама будет сын, он удивился и спросил, как это возможно. Когда Бог сказал, что накажет Содом и Гоморру, Авраам опять удивился и даже стал спорить с Богом. Но когда Бог попросил его принести в жертву своего сына, Авраам уже не удивлялся и не спорил, хотя это было самое непонятное. Он научился доверять Иегове. Так Бог постепенно учил Авраама терпению. В Евр. 6:15 сказано, что Авраам получил награду только после того, как научился проявлять терпение.

Каждое утро, вставая, облекайтесь в смирение, и вам будет легче прожить день. Результат гарантирован.

Важно уметь посмотреть на себя глазами других, особенно тех, кому ты не нравишься. Если научиться это делать, будешь быстрее духовно расти.

Наглядный пример: нужно «вбивать» мысли и принципы Иеговы себе в сердце, как рабочие вбивают гвозди в шпалы, когда строят железную дорогу. Для этого нужно много ударов, одного не хватает. Если гвоздь вбит плохо, рельс может отойти, что приведет к железнодорожной катастрофе. Так и принципы Бога – если они плохо вбиты в наше сердце, они отойдут, что приведет к духовной катастрофе. Надо вбивать надежно. Тогда Сатане не удастся отодрать их от нашего сердца.

А какие важные мысли и наглядные примеры помните вы???

Почти 70 лет, целью Школы Галаад было назначение миссионеров в различные страны, где они должны были служить в отдаленных территориях. Но с 2011 г. цель Школы изменилась.

Во первых, курсанты Школы уже находятся в специальном полновременном служении, в качестве миссионеров, разъездных надзирателей или вефильцев.

Во вторых, их выбирает комитет филиала, и только после этого, их приглашают в Галаад.

Теперь они не будут более отправляться в отдаленные территории, но в густонаселенные территории для того, чтобы поддерживать местные собрания и продвигать организационные мероприятия.
14 сентября 2013 г. на выпуске 135-го класса Школы Галаад, председатель программы и член РС, Гай Пирс, описал чувства выпускников:

"Иегова выбирает обычных людей, таких как вы и я, и совершает необычайные дела в согласии со своей волей."

"Не важно сколько у нас проблем. У Иеговы всегда есть решение! Может он не решит конкретную проблему, но он обязательно даст сил её преодолеть!Иегова поднимает, когда мы падаем." (Сэм Робес)

"Оказывайте честь другим! И они ответят вам тем же, когда увидят, как вы прославляете ваше служение, а не вас самих!" (Уильям Сэмьюлсен)

Четверо выпускников, рассказали, как им помогло обучение полученное на Школе. " В действительности, Иисус Навин не заменил Моисея. У Моисея была своя роль в организации Иеговы, также как и У Иисуса, который ему подражал. сегодня также, в Школе Галаад, как и в других Школах, курсантов обучают не для того, чтобы заменить других,но, чтобы выполнить все то, что сейчас необходимо в Организации."

"Мир находится в том состоянии в котором находится потому что Сатана не был смирен. я поняла, что для того, чтобы быть полезной в организации Бога, я должна быть смиренной."

Джеффри Джексон из РС, рассказал о бедной вдове, которую Иисус видел в храме:
"Иисус сказал, что те две монетки, что она бросила в сокровищницу, было всем на что она могла еще жить. Те монетки были её даром Иегове. Независимо от того, как ими бы распорядились, Иегова благословил бы её за этот дар! Иногда нам может казаться, что наши усилия остаются незамеченными.Но в действительности, они являются доказательством нашей преданности! Нашим даром Иегове!"

Последние слова брата Хёрд, тронули их сердца:
"Школа закончена.Но пусть прекрасные воспоминания с этой школы сопровождают вас всю жизнь!"

Мысли и наглядные примеры из жизни с выпуска 137-го класса школы Галаад.

Нужно стремиться постигать мышление Иеговы и перенимать его, но пока мы постигли только край его мышления, видим только самую вершину айсберга. Скребем по поверхности, так сказать. Хотя студенты выпускаются из Галаада, с точки зрения мышления Иеговы это выпуск не из школы в институт, а из яслей в детский сад.

Когда Бог сказал, что у Авраама будет сын, он удивился и спросил, как это возможно. Когда Бог сказал, что накажет Содом и Гоморру, Авраам опять удивился и даже стал спорить с Богом. Но когда Бог попросил его принести в жертву своего сына, Авраам уже не удивлялся и не спорил, хотя это было самое непонятное. Он научился доверять Иегове. Так Бог постепенно учил Авраама терпению. В Евр. 6:15 сказано, что Авраам получил награду только после того, как научился проявлять терпение.

Каждое утро, вставая, облекайтесь в смирение, и вам будет легче прожить день. Результат гарантирован.

Важно уметь посмотреть на себя глазами других, особенно тех, кому ты не нравишься. Если научиться это делать, будешь быстрее духовно расти.

Наглядный пример: нужно «вбивать» мысли и принципы Иеговы себе в сердце, как рабочие вбивают гвозди в шпалы, когда строят железную дорогу. Для этого нужно много ударов, одного не хватает. Если гвоздь вбит плохо, рельс может отойти, что приведет к железнодорожной катастрофе. Так и принципы Бога – если они плохо вбиты в наше сердце, они отойдут, что приведет к духовной катастрофе. Надо вбивать надежно. Тогда Сатане не удастся отодрать их от нашего сердца.

Использование примеров - это большое искусство. Мы уже говорили, что их не должно быть очень много. Те же примеры, которые оратор приводит, должны быть наглядными - то есть конкретными, легко представимыми, вызывающими зрительный образ, любопытство.

Есть три основных правила приведения примеров:

1. Заострите внимание на примере до его приведения.

2. Не навязывайте аудитории смысл примера (то есть не говорите – «Таким образом, данный пример показывает нам, что...» - аудитория сделает этот вывод сама).

3. Пример должен быть предварительно обработан - сокращен и включен в контекст вашего выступления. Он должен быть кратким и наглядным.

Используйте цифры

Статистические данные, цифровой материал обладают значительной убедительностью практически для любой аудитории и при правильной подаче цифровой информации убедительность речи оратора значительно повышается.

Опирайтесь на наглядность

Известно, что около 80% информации человек получает через зрение. Отсюда - важнейшая роль зрительной стороны восприятия устного выступления.

Наглядность создается в речи оратора как образными примерами, так и прямым применением наглядных средств. Оба средства наглядности ведут к запоминанию содержания речи и в большой степени способствует повышению убедительности речи, так как обеспечивает взаимодействие левого (логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.

Использование наглядных приемов в процессе выступления дает оратору возможность упростить излагаемую идею для ее восприятия и тем самым сделать ее более понятной и убедительной. По данным Е.А.Юниной и Г.М.Сагач, около 20% информации публичного выступления усваивается аудиторией только за счет аудиовизуальных приемов (таблицы, схемы, графики, видеоматериалы и др.).

Использование наглядных средств в процессе устного выступления требует соблюдения ряда правил, основные из которых следующие:

1. Если наглядный материал не является существенно необходимым для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то применение его бессмысленно.

2. Заранее ничего не выставлять, делать это только в нужный момент.

3. Не включать в таблицы и графики слова, которые не будут всем видны.

4. Не говорить аудитории: «Тут, правда, плохо видно...» - лучше в таком случае вообще не вешать таблицу.

5. Каждая таблица должна иметь крупно написанное название, все надписи должны быть выполнены горизонтально.

6. Статистическим таблицам придавать вид диаграмм, отражающих размеры, тенденции. Самые эффектные графики, как показывают исследования - в форме разноцветных прямоугольников разной высоты.

7. Обязательно словесно увязывать ваши суждения с изображением на таблицах и графиках.

8. Если вы демонстрируете слушателям какой-либо предмет, держа его в руке, держите его на уровне плеч либо на 5 см выше.

9. Если слушатели разглядывают изображение или схему, которые вы повесили, сделайте паузу, дайте им закончить.

10. Не раздавать слушателям никаких пособий и изображений - это отвлекает аудиторию, снижает уровень внимания. Все пособия держите при себе.

11. Пособия убрать, таблицы снять, с доски стереть, как только это стало ненужным, чтобы в дальнейшем это не отвлекало слушателей.

Используйте юмор

Юмор любит любая аудитория. Шутки хорошо запоминаются, они поднимают престиж оратора, располагают к нему аудиторию, снимают усталость и напряжение. Однако нельзя превращать ваше выступление целиком в юмористическое - если только оно не относится к жанру развлекательных выступлений. П. Сопер отмечает, что лучший юмор в публичном выступлении - это оригинальный, то есть свой собственный. Конечно, не каждый оратор способен к такому юмору, но эффективен и заимствованный юмор, следует только делать ссылку на автора шутки или анекдота.

Ф. Снелл сформулировал для ораторов ряд правил «рассказывания смешных историй». Вот они:

1. Рассказывайте только то, что хорошо знаете.

2. Ваша шутка должна быть понятна всем присутствующим.

3. Шутка должна развивать тему вашей речи.

4. Шутка должна быть короткой.

Не пользуйтесь старыми остротами - хуже всего, если аудитория скажет «Старо!».

7. Перед большой аудиторией избегайте пикантных шуток и подробностей. В узком кругу такие шутки допустимы, но в окружении большого количества незнакомых людей многие слушатели чувствуют себя от таких шуток неловко.

8. Не делайте больших пауз для смеха и аплодисментов.

Таковы основные общие правила эффективной аргументации. Соблюдение их даст оратору возможность повысить эффективность своего убеждающего воздействия на аудиторию, обеспечит доступность и запоминаемость сообщаемой информации.

Приемы усиления текста требуют еще специального исследования и систематизации. Назовем лишь некоторые из них, позволяющие повысить доверие к тому или иному сообщаемому факту или выдвигаемому положению (это так называемые сигналы достоверности, то есть сигналы, повышающие достоверность сообщения, как бы гарантирующие ее):

· подача факта как нового («недавно установили», «я только что прочитал, что...», «вчера стало известно, что...»);

· подача факта как не сразу осознанного оратором («я сам долгое время в это не верил», «я долго сомневался в этом сам...» и т. д.);

· подача факта как установленного в результате проведенных экспериментов: «экспериментально установлено...», «эксперименты показали, что...» и т. д.;

· подача факта как установленного психологами;

· подача факта как установленного американскими или японскими учеными;

· подача факта как установленного молодыми учеными;

· подача факта как установленного московскими или ленинградскими учеными;

· упоминание о том, что факт установлен профессором или академиком;

· упоминание фамилий ученых, установивших этот факт, особенно иностранных;

· подача факта как такого, который был давно известен, но вспомнили о нем только сейчас («еще в ХVI веке использовали этот метод..», «об этом знали еще в ХIХ веке...» и т.д.).

Список подобных приемов должен быть дополнен. Отметим, что эти приемы имеют яркую национальную окраску - они «работают» в русской аудитории, но будут во многом иными в американской, японской и др. Скажем, в Европе эффективна ссылка на Библию, в нашей аудитории - нет и т.д.

Задания

1. Какие утверждения правильные?

1. Тезис – это мысль, высказанная оратором.

2. Тезис – это мысль, которую оратор старается обосновать.

3. Аргументы – это утверждения, подтверждающие тезис.

4. Аргументы – это публичные утверждения оратора.

5. Аргументы должны приводиться в системе.

6. Порядок приведения аргументов может быть произвольным, главное, чтобы они относились к тезису.

7. Чем больше аргументов, тем выступление убедительнее.

8. Оптимальное число аргументов - три.

9. Односторонняя аргументация – это аргументация только «За» или только «Против».

10. Односторонняя аргументация – это аргументация только «За».

11. Контраргументация – это односторонняя аргументация.

12. Контраргументация – это двусторонняя аргументация.

13. Индуктивная аргументация – от фактов к выводам.

14. Дедуктивная аргументация – от фактов к выводам.

15. Оптимальное число повторения основной мысли – три раза.

16. Употребление оратором иностранных терминов повышает доверие к его речи.

17. В современном выступлении логика должна преобладать над эмоцией.

18. В современном выступлении эмоция должна преобладать над логикой.

19. Если внимание аудитории слегка отвлекать, это повышает убеждающую силу выступления.

20. Умеренное употребление иностранных терминов создает впечатление интеллектуального превосходства оратора и как следствие – его правоты.

21. Более краткие выступления воспринимаются как более убедительные по сравнению с более длительными.

22. Наглядный материал должен быть выставлен в аудитории заранее.

23. Самый эффективный способ наглядного представления данных –разноцветные прямоугольники разной высоты.

24. Если можно раздать слушателям наглядные пособия во время выступления, надо это сделать.

25. Лучший юмор в публичном выступлении – анекдот.

2. Что такое парадокс? Почему эффективен прием «Используйте парадоксы»? Почему парадокс как прием убеждения нуждается в тщательном обдумывании?

Объясните смысл парадоксов:

Из двух ссорящихся всегда виноват тот, кто умнее (В.Гете)

Опыт как клюка - помогает ходить, но мешает летать.

Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами.

В мире нет вечных двигателей, зато сколько угодно вечных тормозов.

Самый легкий способ казаться умным - быть пессимистом (Е.Евтушенко)

Этикет - это разум для тех, кто его не имеет (Вольтер)

Не стоит выяснять отношения, чтобы окончательно их не испортить

Умное лицо еще не признак ума

Шутку надо понимать быстро, и совсем не обязательно правильно

Когда открыты все пути, кто-нибудь обязательно пойдет по кривой дорожке

Деньги не делают человека счастливым, но успокаивают чрезвычайно

Счастье - это не станция назначения, а способ путешествия

Друзья бывают фальшивые, враги всегда настоящие

Если человек отдал жизнь за идею, это вовсе не означает, что он погиб за правое дело (О.Уайльд)

Научить нельзя, научиться можно (С. Михоэлс)

Учитель - не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.

Тот, кто не понимает юмора - безнадежный человек. От него нельзя ждать ничего серьезного (П.Капица)

Вежливость – это разница между тем, что вы думаете и тем, что вы говорите.

Составьте короткие убеждающие выступления, используя приведенные выше парадоксы (по своему выбору). Начните выступление с парадокса, приведите пример из жизни и сделайте вывод - подтвердите или опровергните данный парадокс.

3. Прочитайте сначала неэмоционально, а затем эмоционально:

Общество должно заботиться о стариках и инвалидах, потому что... (закончите эмоциональным аргументом).

Например :

все мы будем когда-нибудь стариками;

все могут стать инвалидами;

у нас живет старенькая бабушка, и я знаю...;

у нас в подъезде живет одинокий инвалид, и я вижу.…

4. Воспользуйтесь в аргументации приемом «Старайтесь показать реальную пользу для слушателей от ваших предложений или информации».

Пример выполнения задания:

Надо внимательно слушать прогноз погоды

Дорогие товарищи! Прошу вас внимательно слушать прогноз погоды. Прогноз погоды - не мелочь, он касается каждого. Всегда нужно знать, какая будет погода, чтобы правильно одеться. Мы должны знать, будет ли дождь, чтобы решить, брать ли с собою зонтик, надевать ли плащ. Зачем надевать теплые вещи или целый день носить с собой зонтик, если дождя не будет или будет тепло? В прогнозах погоды передают также штормовые предупреждения и инструкции населению, как себя вести (закрыть форточки и окна, при сильном ветре не подходить к окнам, отключить в квартире электроприборы, проследить, чтобы маленькие дети были дома). Если заранее знать об урагане и соблюдать меры предосторожности, ущерб от урагана будет минимальный.

Материал для выполнения задания:

Надо установить на подъезд дверь с кодовым замком

Давайте сделаем детскую площадку

Проведем субботник в нашем дворе

Надо смотреть местные новости по телевидению

5. Свяжите с идеей пользы/вреда для слушателей следующую информацию:

Не надо много смотреть телевизор

Пить молоко полезно

Вежливость позволяет добиваться многого

Вкладывать деньги в учебу важно и необходимо

Надо уметь говорить культурно

Надо уметь писать грамотно

Надо стараться получить как можно больше знаний

Необходимо уметь водить машину

Нужно уметь ездить на велосипеде

Сейчас необходимо знать иностранные языки

Каждый должен овладеть компьютером

Предпринимательство - выгодное дело для тех, у кого нет работы

6. Персонифицируйте следующие идеи.

Образец :

Взрослые лучше разбираются во всем / Взрослые часто не понимают детей (взрослые, дети)

Вопрос о том, как люди понимают друг друга - вопрос старый и, может быть, даже вечный. Его обсуждают с незапамятных времен. В этом вопросе особенно часто сталкиваются точки зрения взрослых и детей. Взрослые обычно считают, что они лучше разбираются во всех вещах, чем дети, потому что они взрослые - они имеют образование, знания, много повидали в жизни. Дети же часто считают, что взрослые неспособны понять детей, потому что увлечены своими проблемами, слишком много требуют от детей, не дают детям свободы, сами уже забыли, что тоже были детьми. Так кто же прав - взрослые или дети?

Школьник должен ложиться спать рано / Школьник может ложиться спать, как взрослые (родители, дети)

Детям не нужно давать много денег / Детям нужно давать больше денег (взрослые, дети)

Дети мало уделяют внимания учебе / Учителя слишком много требуют от детей (учителя, школьники)

Нам нужна рыночная экономика / Нам нужна плановая экономика (либералы, коммунисты)

Занятие предпринимательством помогает выжить тем, кто не имеет работы / Занятие предпринимательством - это спекуляция и нажива (мелкие предприниматели, малообеспеченные люди)

7. Сформулируйте тезис для выступления на тему:

· что дает человеку образование?

· должна ли оплачиваться помощь детей родителям по дому?

· можно ли победить коррупцию?

· кто больше успевает - тот, кто только учится или тот, кто еще и подрабатывает?

· какие жертвы могут принять дети от родителей?

· исправляет ли тюрьма?

· надо ли разрешить курение в школе?

· как победить пьянство?

· нужна ли нам цензура?

· должны ли родители помогать детям выполнять домашние задания?

· могут ли все жить богато?

· можно ли искоренить преступность?

· нужно ли усиливать вертикаль власти?

Помните, что тезис, сформулированный вами, должен отражать в виде утверждения вашу точку зрения, и затем вам надо будет доказать правильность этого тезиса, этой точки зрения, приведя в ее поддержку несколько аргументов.

Пример выполнения задания: сформулируйте тезис выступления на тему «всегда ли правы взрослые».

Варианты тезисов:

1. Взрослые всегда правы

2. Взрослые не всегда правы

3. Взрослые правы тогда, когда они говорят о «взрослых» вещах

4. Взрослые в отношении детей всегда не правы

5. Взрослые правы тогда, когда они используют свои знания и опыт

6. Взрослые не правы, когда они сердятся.

8. Подберите 3-4 аргумента к тезисам:

· Алкоголь сокращает жизнь

· Школьная форма не нужна

· Каждый должен уметь водить машину или мотоцикл

· Все должны заниматься спортом

· Родители должны учитывать мнение детей при совершении больших покупок

· Дети должны использовать опыт и знания родителей

· Хорошо учиться необходимо для будущего

· Если к человеку хорошо относиться, он будет хорошо относиться и к вам

· Отдыхать надо в России

· Мобильный телефон нужен каждому

· Надо иметь дома собственную библиотеку

· Надо быть худым

· Обеспеченные люди – основа стабильности государства

9. Превратите фразы в аргумент: развейте мысль таким образом, чтобы исходная фраза стала аргументом к какому-либо тезису. Используйте следующие средства связи частей высказывания: поэтому, неудивительно, вот почему, отсюда следует, теперь становится понятным, теперь появляется возможность, именно из-за этого, а это приводит к том, что и т.д.

Образец:

Погода сегодня плохая. - Погода сегодня плохая, поэтому транспорт плохо ходит; чтобы не опоздать, надо выйти заранее.

Вчера выпал снег

Взрослые тоже могут ошибаться

У самого опытного оратора могут быть неудачные выступления

Мы купили маленький телевизор

В России заметно возросло потребление пива

Муниципальный транспорт во всех городах испытывает финансовые трудности

Молодежь стала более раскованной

Школьникам негде проводить свободное время

Мобильный телефон нужен каждому

Компьютером должны уметь пользоваться все

Покупки лучше делать по Интернету

10. Используйте прием «опережающего обсуждения возражений» в аргументации следующих тезисов (приведите аргументы, лучше несколько):

(В беседе с родителями) Сегодня я приду домой поздно, потому что.... Вы, конечно, скажете, что я обязан прийти рано, но...

(В разговоре с преподавателями) Преподаватели часто имеют любимых и нелюбимых студентов в группах... Конечно, преподаватели справедливо возразят, что.... , но...

(В разговоре с другом) Я прошу тебя не звонить мне после десяти часов вечера. Ты, конечно, можешь сказать, что бывают срочные дела, но....

(В выступлении студента на собрании группы) Я считаю, что нам необходимо выбрать в качестве предмета по выбору риторику. Конечно, мне могут возразить, что этот предмет не такой важный, как информатика или экономика, но…

Учеба - основа всей дальнейшей жизни человека.

Русский язык - один из самых красивых и богатых языков мира.

Вежливость - важнейшее качество современного человека, помогающее ему установить хорошие отношения с окружающими.

12. В каком случае соблюдено правило использования цифр в публичном выступлении, в каком - нет? Исправьте случаи ошибочного использования цифрового материала.

1. В прошлом году производство сахара в нашей области сократилось на 49, 92% .

2. Население Воронежской области почти в пять раз меньше населения Москвы и примерно равно населению города Санкт-Петербург.

3. Средняя зарплата в нашей области, по статистическим данным, в прошлом году составила более 19 000 рублей на человека.

4. Такая дороговизна! Банка растворимого кофе стоит 287 рублей!

5. Ученые подсчитали, что человеку умственного труда надо спать в сутки 8 часов 49 минут.

6. Вы знаете, мы платим за квартиру 4720 рублей 60 копеек в месяц! А год назад платили 2685 рублей 40 копеек...

7. Нам обещают, что минимальная зарплата повысится почти вдвое.

8. Успеваемость в нашей школе повысилась. Количество тех, кто учится на отлично, увеличилось на 4,5 %, количество хорошистов и отличников возросло на 12,4%, количество тех, кто имеет тройки и четверки, увеличилось по сравнению с прошлым годом на 6,7%, а количество чистых троечников уменьшилось на 8, 5%.

13. Завершите фразу:

Извините, пожалуйста, меня за опоздание - дело в том, что...

За что я люблю собак, так это за то, что...

Больше всего на свете я не люблю...., потому что.......

Я люблю...., потому что....

Я не люблю...., потому что...

Больше всего я люблю...., потому что..........

Больше всего я не люблю......, потому что......

Больше всего я хочу...., потому что

Больше всего я не хочу...., потому что....

Нужно уметь говорить тосты, потому что...

Нужно заниматься спортом, потому что....

Высшее образование должно быть доступно не только самым сильным ученикам, потому что...

14. Согласитесь с собеседником, приведя свой дополнительный аргумент.

По-моему, в последние годы у нас меняется климат.

По-моему, не имеет смысла покупать лотерейные билеты.

«Спартак» - очень сильная футбольная команда.

В этом году весна будет ранняя.

В последнее время газета «Комсомольская правда» стала менее интересной.

Пьянство в обществе можно победить

Русский язык - один из самых трудных языков мира.

Профессия летчика-испытателя - одна из самых трудных.

Инженером работать неинтересно.

От телевизора один вред здоровью.

Придерживаться диеты бесполезно.

15. Вежливо не согласитесь, приведя аргумент.

Образец : - Она очень умная девочка. - Да, я с вами согласен. Но, к сожалению, она не всегда проявляет свой ум - иногда начинает упрямиться и не слушает никаких аргументов.

Он хороший футболист.

Она очень хорошо играет на гитаре.

У них замечательный директор школы.

У моего брата прекрасная учительница английского языка.

Санкт-Петербург - очень красивый город

Самое вкусное осенью - это арбузы.

«Зенит» - лучшая футбольная команда.

Наркоманов лечить бесполезно.

16. Вежливо откажитесь, развернуто мотивировав свой отказ.

Образец : - Хотите чаю? - Спасибо большое. Сейчас не хочется, мы, перед тем, как зайти к вам, попили кофе в кафе на углу.

Заходите ко мне сегодня вечером

Предлагаю вам вступить в нашу партию

Купите мне, пожалуйста, по дороге хлеб

Одолжите мне двести рублей до понедельника

Присаживайтесь за наш столик

Приглашаю вас сегодня в кино

Приходите следующий раз со своим другом (подругой)

Давайте с вами выпьем

Я приглашаю вас потанцевать

Одолжите мне на неделю тысячу рублей

Давай зайдем сейчас ко мне!

Дай мне на минуту свою ручку!

Дай покататься на велосипеде!

Одолжи мне палатку и спальный мешок на выходные дни!

17. Игра « С одной стороны, с другой стороны»

Учащимся предлагаются утверждения, на которые они должны ответить, частично согласившись и частично возразив против данного тезиса, приведя аргументы «за» и «против».

Образец выполнения задания:

Хорошо, когда ты единственный ребенок в семье. - С одной стороны, хорошо, когда ты единственный ребенок в семье, все внимание родители уделяют тебе и все свои деньги тратят на тебя; с другой стороны, плохо, когда ты единственный ребенок в семье, потому что часто бывает дома скучно, тебе никто не помогает, никто не защищает тебя.

Примеры утверждений:

Хорошо, когда у родителей есть машина.

Хорошо, когда у родителей есть дача.

Хорошо, когда мама не работает.

Хорошо, когда у тебя много друзей.

Хорошо, когда у тебя есть младший брат.

Хорошо, когда у вас есть дома телефон.

Хорошо иметь мобильный телефон.

Хорошо, когда долгие праздники.

Хорошо, когда зима снежная.

Хорошо, когда весна ранняя.

18. Подготовьте выступление на тему «За что я люблю телевидение».

Прочитайте список аргументов, уберите ненужные, дублирующие друг друга, добавьте свои, потом составьте план-конспект и выступите на эту тему:

телевизор смотреть интересно;

телевизор позволяет забыть о неприятном;

телевидение экономит деньги;

без телевидения теперь нашу жизнь представить нельзя;

телевидение учит, как зарабатывать деньги;

когда я сморю телевизор, я отдыхаю;

телевидение учит, как пользоваться косметикой и накладывать макияж;

«Дом-2» учит, как вести себя в жизни;

телевидение дает информацию по кулинарии;

когда я смотрю телевизор, меня не трогают родители;

телевизор украшает комнату;

телевизор можно смотреть ночью и рано утром;

религиозные программы формируют нравственность и культуру;

телевидение дает основы эстетических знаний;

к телевизору можно подключить видеомагнитофон;

телевидение дает возможность семье собираться вместе;

музыкальные программы позволяют быть в курсе современной музыки;

телевидение помогает снимать стресс;

телевидение - доступный и бесплатный вид отдыха;

телевизоры сейчас очень хорошие, особенно импортные;

у меня на телевизоре стоит красивая вазочка;

телевидение дает информацию о мире;

телевидение дает информацию о том, чего мы самим никогда не увидим;

телевидение помогает формировать вкус;

все сегодня любят телевидение;

телевидение создает иллюзию общения;

телевидение пополняет знания в области медицины, права, литературы;

телевидение скрашивает рутинную работу;

телевидение - средство от одиночества;

телевизионные боевики воспитывают желание победить;

телевизор можно просто слушать и не смотреть;

телевидение отвлекает от забот.

19. Составьте по аналогичному образцу выступление «За что я не люблю телевидение».

20. Игра «А это как сказать...».

Отвечайте на приводимые ниже утверждения «А это как сказать...» и приводите свои аргументы, опровергающие данное утверждение:

Хорошо иметь кучу денег.

Хорошо всегда выигрывать.

Сидеть дома одному скучно.

Хорошо иметь телефон.

Лучше, когда тебя на уроках не спрашивают.

Боевики смотреть скучно.

Хорошо иметь собаку.

Хорошо, когда зимой много снега.

Приятно, когда ты в жару ешь мороженое.

Продолжите упражнение в парах: один приводит тезис, а второй его опровергает.

Предложите аналогичные собственные утверждения.

21. Закончите фразу, подобрав аргумент:

Я очень люблю свою собаку, потому что она....(какая? что делает для меня? как относится ко мне? и т.д.)

Я не люблю собак, потому что …

Больше всего я люблю..., потому что....

Больше всего я не люблю..., потому что...

22. Выразите приводимые ниже тезисы в разной словесной форме (предложите не менее трех вариантов); если нужно - добавьте дополнительные аргументы.

Образец : Младшие должны заботиться о стариках.

Забота о стариках - это долг младшего поколения; Молодые в обществе должны взять на себя заботу о пожилых; Пожилые члены общества должны получать заботу и внимание со стороны молодых.

Материал для упражнения

Общество должно заботиться о тех, кто сейчас не может сам зарабатывать себе на жизнь.

Чем ты лучше будешь учиться, тем более приспособленным к жизни ты будешь, когда вырастешь.

Если ты будешь хорошо разбираться в компьютерах, ты сможешь в будущем всегда найти работу.

Если школьник будет иметь возможность подрабатывать, это будет выгодно для его семьи.

Если серьезно заниматься спортом, то ты не сможешь хорошо учиться и будешь меньше интеллектуально развит.

23. Игра «У кого больше аргументов»: две команды по очереди приводят аргументы по каждому тезису и выявляется победитель - кто больше приведет аргументов.

Стипендию должны получать все, потому что...

Не все могут быть отличниками, потому что...

Ссориться плохо, потому что....

Хорошо иметь дома свою комнату, потому что...

Нужно уметь водить машину, потому что...

Хорошо, когда ты одет в джинсы и майку, потому что...

Люблю гулять поздно вечером, потому что...

Я имею право приходить домой поздно, потому что я....

Мои родители часто не правы, потому что...

Преподаватели не всегда справедливы к студентам, потому что...

Списывать вредно, потому что...

24. Игра «Полемика»: двое участников по очереди приводят аргументы к противоположным тезисам, побеждает тот, у кого оказывается больше аргументов. За адекватностью аргументов следит преподаватель.

Нужно делать зарядку, потому что.... Зарядку делать бесполезно, потому что...
Хорошо, когда у тебя есть братья и сестры, потому что... Плохо, когда у тебя есть братья и сестры, потому что...
  • Близнечество в системе родства и в жизни: некоторые африканские примеры
  • В чем заключаются основные экономические функции государства? Приведите примеры.
  • Все приведенные до сих пор примеры представляли собой случаи модификации ребенком основы глагола. Детские иннова-
  • Дополнительные примеры на группирование идей и высказываний
  • Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах
  • Если взять примеры более ранние, но оказавшие колоссальное влияние на судьбы Европы и мира, следует снова вернуться к событиям Французской революции.