Без чего автомобиль не поедет. Зачем вам машина? Это же дорого и неудобно! Откуда же взялся миф, что перед поездкой нужно всегда прогревать двигатель до рабочей температуры

Если вам когда-либо приходилось делать выбор , вы наверняка сталкивались в объявлениях с одним и тем же не совсем понятным словосочетанием "автомобиль был заново настроен".

Что означает "настройка" в отношении современных автомобилей? Будьте уверены, скорее всего, даже сам продавец не знает, что подразумевается под этим термином и что нужно сделать, чтоб провести данную настройку. Вероятно, он просто ввернул популярную фразу в свое объявление, особо сильно не заморачиваясь по поводу ее значения. А между тем, в реальной жизни есть определенные действия, которые просто необходимо делать любому автовладельцу для того, чтобы его автомобиль ездил уверенно и не доставлял хлопот.


Открываем капот и проверяем!

Большая часть современных автомобилей в наши дни вряд ли требует серьезного планового , кроме, пожалуй, проверки уровня технических жидкостей.

Доступно это стало благодаря технологическим достижениям в автомобильной промышленности, которыми стали пользоваться с конца 1980-х годов. Широкое распространение систем впрыска топлива и электронного зажигания, а также зажигания с индивидуальной катушкой на каждой свече создало благодатную почву для серьезного роста надежности двигателей внутреннего сгорания. В наши дни моторы могут беспроблемно отрабатывать свой ресурс без головной боли владельца по настройке систем силового агрегата.

Однако это вовсе не означает, что автолюбители не могут извлечь выгоду из время от времени проводимой диагностики подкапотного пространства. Сегодня мы рассмотрим, что именно подразумевает собой этот процесс для современного бензинового автомобиля и насколько он действенный. Вы будете удивлены, как легко и недорого можно улучшить показатели работы двигателя.

Замена свечей зажигания

Первый пункт в контрольном списке настройки - замена свечей зажигания двигателя. Многие автомобили сегодня оснащены «долгоиграющими» платиновыми или иридиевыми свечами зажигания, которые работают настолько долго, что легко забыть, что они изнашиваются и вообще существуют. Эти свечи нередко полностью отрабатывают свой срок службы, а это впечатляющие 100-160 тыс. км. Удивительно надежные вещи, особенно с учетом того, в каких сложных условиях они "ходят".

Но как только их жизненный цикл подходит к концу, вы моментально почувствуете ухудшение в поведении автомобиля.

Симптомы следующие: трудный старт и небольшая потеря мощности двигателя. Свечки нужно поменять.


Пример автомобиля, на котором будет проводиться замена свечей, - Mazda 3 2010 года выпуска. На автомобиле появилась необходимость замены свечей при пробеге 105.000 км .

Доступ к свечам зажигания на некоторых автомобилях может быть реальной головной болью, поэтому не забудьте исследовать процедуру их снятия на вашем автомобиле, прежде чем приступить к замене.

На Mazda данной модели и года, чтоб добраться до свечей, потребовалось отсоединить аккумулятор автомобиля, снять пластиковую крышку двигателя и открутить набор катушек зажигания, которые установлены поверх свечей.


Важно! Настоятельно рекомендуется тщательно очищать зону проведения работ, особенно в колодцах свечей зажигания, прежде чем извлечь свечи. Мощный пылесос или баллончик с сжатым воздухом подойдут для того, чтобы максимально быстро удалить всю грязь из труднодоступных мест. Меньше всего вы захотите, чтоб песок или пыль попали внутрь двигателя во время замены.

Также обращаем внимание на то, что отходившие свой срок стронуть будет не так уж легко. Поэтому выкручивать их нужно соответствующим инструментом - ключом на 16” с достаточно длинным рычагом. Впрочем, после страгивания свечи дело пойдет гораздо проще!


Откручиваем старые свечки.

Когда старые элементы получения искры сняты, время приготовить новые свечки к использованию. Разумеется, нужный тип свечей необходимо купить заранее.

Всегда проверяйте зазор на свече зажигания перед установкой ее на место. Зазор определяет температуру и интенсивность искры, обеспечиваемую свечой. Неправильно выставленный зазор может вызвать преждевременное зажигание, детонацию или другие проблемы с двигателем. Конечно, на заводе выставили и проверили такой деликатный технический момент, но перепроверить стоит.

Устройство для измерения зазора.

Проверить зазор можно недорогим устройством вроде того, что изображено выше. Спецификации для размеров зазора свечей вашего автомобиля можно найти в руководстве владельца или в таблице в моторном отсеке. Если при измерении было обнаружено, что зазор сбит и находится вне спецификации, можете тщательно отрегулировать его, перемещая заземляющий электрод дальше или ближе к центральному электроду.

Свечи с платиновым и иридиевым наконечниками имеют хрупкие центральные электроды, которые легко разрушаются при попытке неуклюжего выставления зазора. Будьте аккуратны!


Впрочем, повторимся, на заводе все наверняка выставят, поэтому ваше вмешательство, скорее всего, не понадобится.

Настала пора ставить свечи в .

Некоторые автомастера рекомендуют использовать небольшое количество противозадирной пасты, наносимой на резьбу свечи. При этом важно следить, чтобы химический состав не попал в область центрального электрода, в противном случае свеча не будет работать. Впрочем, другие мастера также категоричны в обратном мнении.

Основными аргументами «против» являются чрезмерная затяжка свечей (противозадирная паста смазывает резьбу и может изменять значение крутящего момента) и плохое заземление от головки цилиндров двигателя.


Вкрутите свечи от руки, возьмите динамометрический ключ и затяните их согласно цифрам в спецификации. Спецификации ищите в инструкции пользователя или погуглите. Нет динамометрического ключа? Обязательно купите! Нормальный динамометрический ключ можно взять уже за 2-2.5 тыс. рублей . С ним вы никогда не сорвете деликатные соединения и не будете невольным инициатором очень хлопотного и дорогого восстановительного ремонта.


Затянув должным образом свечи, можете устанавливать на место катушки и декоративную крышку двигателя. Батарею оставляем отключенной для выполнения последующих шагов по настройке.

Стоимость: зависит от количества и качества свечей плюс динамометрический ключ.

Чистка дроссельной заслонки

Следующим пунктом в списке настройки идет очистка корпуса дроссельной заслонки. Дроссельная заслонка регулирует подачу воздуха на бензиновом двигателе, при непосредственном участии в работе данного элемента происходит формирование топливовоздушной смеси.


Заслонка, которая открывается и закрывается в зависимости от того, сколько газа вы даете педалью, с течением времени значительно загрязняется. На задней части заслонки, обращенной к двигателю, со временем образуется пленка, а затем и целый толстый слой "нефтяного" налета, в чем, главным образом, повинна система вентиляции картера двигателя.

Чем больше слой масла на заслонке, тем хуже ее реакция на открытие и закрытие дросселя, «подвисания» после отпуска педали газа. Неровная работа на холостых оборотах также будет присутствовать среди симптомов.

А поскольку чистка дроссельной заслонки очень редко вносится автопроизводителями в плановое ТО, ее лучше сделать самостоятельно. Тем более это несложно, когда речь идет о механическом приводе.


Когда чистить? Если пробег автомобиля перевалил за 80 тыс. км и вы знаете, что заслонка ни разу не чистилась или, наоборот, не знаете, демонтировалась ли она, советуем вам произвести ее очистку.

Вот что понадобится для работы:

Средство для очистки дроссельных заслонок (можно взять обычный очиститель)

Отвертка

Гаечные ключи

Тряпочка без ворса или кисточка

Новая прокладка корпуса дроссельной заслонки (для замены)

Для того чтобы тщательно очистить деталь, необходимо снять корпус дроссельной заслонки с автомобиля. Это потребует удаления резинового впускного трубопровода, отсоединения некоторых электрических штекеров (зависит от модели и года выпуска автомобиля) и отвинчивания нескольких болтов, которые удерживают корпус дроссельной заслонки во впускном коллекторе двигателя. В зависимости от автомобиля вам, возможно, придется снять пару шлангов с корпуса дроссельной заслонки.


Это не нагар, это налет. Черного «бархатистого» налета быть не должно

Сняв корпус дроссельной заслонки с автомобиля, вы, вероятно, обнаружите толстый маслянистый слой на одной стороне заслонки, другая будет просто в пыли. Ваша цель - удалить все загрязнения изнутри корпуса.

Если на корпусе дроссельной заслонки присутствуют электрические компоненты, такие как моторчик привода, и вы опасаетесь разбрызгивать очиститель в корпус дроссельной заслонки, просто распылите средство на тряпочку и начните протирать налет. Этот процесс может занять немного больше времени, но лучше чуть-чуть дольше поработать, чем рисковать уничтожением дорогих электрических компонентов.


Постепенно убираем весь налет

Внимание: убедитесь, что вы находитесь в хорошо проветриваемом помещении при использовании очистителя. Это мощный химикат, надышавшись парами которого можно потерять сознание и нанести серьезный вред здоровью. Резиновые перчатки и защитные очки также могут стать неплохой защитой.


Как с завода! Совсем другое дело!

Всю грязь очистили, пришло время установить корпус дроссельной заслонки на впускной коллектор с использованием новой прокладки. Важно использовать новое резинотехническое уплотнительное изделие для установки герметичного соединения.

Стоимость: 1000-2000 рублей.

Чистка ДМРВ, или датчика MAF

Если ваш автомобиль оснащен впрыском топлива, на нем будет стоять либо ДМРВ, либо датчик давления.

ДМРВ, также его называют MAF, является , обычно устанавливается в воздуховоде после фильтра.

MAP, или датчик давления во впускном коллекторе. Несложно догадаться, что этот датчик измеряет давление в коллекторе, высчитывая при помощи компьютера, какой объем воздуха поступает в двигатель автомобиля.

Эта информация используется для определения количества топлива, которое должно поступить в цилиндры. Таким образом, речь идет о критически важных сенсорах, от которых зависит качество работы двигателя.


До датчика MAF легко добраться на этой Mazda 3.

Оба типа датчика могут со временем загрязниться, что отразится на здоровой работе двигателя.

Общие симптомы: повышение расхода топлива, вялый старт и ускорение.

К счастью, очистить эти датчики так же просто, как дроссельную заслонку.

Mazda 3 оснащена датчиком ДМРВ, поэтому будем чистить его. Для этого возьмем очиститель для ДМРВ (продается в магазинах автозапчастей).

Отметим, что существуют различные типы датчиков MAF (ДМРВ) - не все они похожи на тот, что на этих фотографиях.


Внимание: не забудьте предварительно изучить, как лучше всего очистить конкретный ДМВР- или MAP-датчик, прежде чем продолжить. Могут потребоваться специальные меры предосторожности и/или чистящие средства, чтобы избежать повреждения конкретного типа датчика, используемого в автомобиле.

Датчик MAF на этом автомобиле расположен в легкодоступном месте, рядом с коробом воздушного фильтра. Отсоединение электрического разъема и снятие двух небольших винтов - все, что требуется для демонтажа датчика.


В этом типе датчика массового расхода воздуха нужно очистить две части: датчик температуры и контакты, идущие к нему. Можно увидеть, что датчик температуры потемнел на одной стороне. Счищаем загрязнения.


Как только остатки спрея полностью высохнут, датчик снова получит возможность работать как новый. Устанавливаем его обратно в автомобиль, подключаем аккумулятор автомобиля и начинаем гордиться собой. Автомобиль будет работать лучше, и это ваша заслуга!

Стоимость: 750 рублей.

Замена воздушного фильтра

Уверен, вы понимаете, что замена воздушного фильтра несложная задача, но вы будете реально удивлены, узнав, насколько часто этот важнейший и гениально простой способ продлить жизнь двигателю и улучшить эксплуатационные показатели автомобиля игнорируется.

Воздушный фильтр двигателя вашего автомобиля может быть как спасением, так и проклятием. Работая в оптимальном режиме, удерживает грязь и другие твердые частицы, препятствуя их попаданию в двигатель.

Однако после 25-35 тыс. км (в зависимости от автомобиля и условий эксплуатации) воздушный фильтр забьется окончательно и больше не будет пропускать достаточное количество воздуха. Старый грязный фильтр начнет буквально «душить» двигатель.


Качественные воздушные фильтры можно подобрать по разумной цене в любом магазине автозапчастей. Для многих моделей автомобилей даже не требуется что-то откручивать, достаточно снять крышку короба фильтра, которая нередко крепится на клипсах. Многие автопроизводители специально делают деталь доступной для замены самим владельцем.


Единственное, на что стоит обратить внимание при замене фильтрующего элемента, - короб, в который вы поместите новый . Короб будет грязным и пыльным. Поэтому следует очистить его от инородных частиц, прежде чем ставить новую запчасть. Для удобства очистки лучше всего снять ее.

Стоимость: 1.000-2.000 рублей.

Ощущение новизны


Можно утверждать, что существует огромное количество других расходных частей, таких как программно-управляемые PCV-клапаны (входит в систему принудительной вентиляции картера двигателя), провода свечей зажигания, катушки зажигания, датчики кислорода и топливные фильтры, которые также должны заменяться вовремя и которые чрезвычайно важны на современном автомобиле.

Разве что отсутствие сидений, крыши и дверей, стекол и дворников не помешает ее движению, а все остальное играет решающую роль в ее способности ехать. Так что говорить о том, какая деталь более важна, а какая - менее, не приходится.

Однако есть и то, что является наиболее важным аспектом для движения любого авто - это аккумулятор (он же АКБ, то есть аккумуляторная батарея). О ней можно сказать многое, но начать нужно с того, что для электротранспорта АКБ является основным источником энергии, а для автомобилей или мототранспорта - вспомогательным. В автомобилях АКБ служит для запуска двигателя, то есть без него и в самом деле машина никуда не поедет.

Разумеется, учитывая многообразие современных автомобилей, неудивительно, что и аккумуляторов к ним также создается много. И, выбирая себе АКБ, следует внимательно просчитать все аспекты, все параметры, выбрав то, что подойдет к автомобилю больше всего. Широкий выбор АКБ в Санкт-Петербурге можно найти вот здесь: http://bestakbspb.ru/ , ну а пока стоит отметить еще некоторые аспекты.

Что собой представляет АКБ?

Это химический источник тока, состоящий из нескольких элементов питания (как правило, для автомобильных аккумуляторов применяется 6 элементов). За время существования АКБ (а это уже более полутора веков) они меняли свой состав, и на данный момент наиболее распространены свинцово-кислотные. Тем не менее, это не означает, что все типы аккумуляторов одинаковы. Основой для электродов по-прежнему, как и много лет назад, является свинец, однако добавки к нему могут быть разными, что и обусловливает разные типы АКБ.

Приведем несколько примеров: АКБ могут быть сурьмянистыми, малосурьмянистыми, кальциевыми, гибридными, гелевыми, щелочными и литий-ионными. Разумеется, каждый из этих видов аккумуляторов обладает различными свойствами, что и делает их популярными в разной степени. Впрочем, сурьмянистые на данный момент являются устаревшими. Но есть немало других типов, так что вопрос остается открытым.

Да, собственно, почти без всех

Исключение могут составлять зеркала, оконные стекла, чехлы на сиденьях да оплетка на руле. Вот без них авто и заведется, и поедет. Но есть и такие детали, которые однозначно необходимы, потому что без них машина не едет. И к таким деталям принадлежит аккумулятор. Конечно, он нужен не только в автомобилях, но и в телефонах, фотоаппаратах и так далее. То есть это прибор, который аккумулирует (накапливает) энергию, а затем отдает ее тому устройству, для которого создан. Понятно, что в разных типах устройств и аккумуляторы тоже разные, но мы сейчас поговорим о конкретном – автомобильном.

Те, кто хочет купить аккумулятор для авто , даже не догадываются, сколько интересной информации о нем можно найти.

И какую же информацию мы будет обсуждать?

Так, например, все ли знают, что основу для аккумулятора создал Алессандро Вольта еще в 1800 году? Он понял, что соединенные проволокой медная и цинковая пластины, погруженные в кислоту, создают поток электричества. Но после такого открытия исследователю понадобилось еще почти два года, чтобы батарея появилась в массовом производстве. Конечно, это была весьма примитивная батарея, но она работала. Состояла она из двух листов (цинка и меди), спаянных на концах и погруженных в деревянную коробку с морской водой или кислотой.

Еще один интересный факт – это создание аккумулятора, который можно было перезарядить. Его придумал Гастон Плантэ, и было это в 1859 году. Состав такой батареи был иным, чем у Вольта: электродами выступали свинцовые пластины, а электролитом служила серная кислота.

Ну и немного о современных автомобильных аккумуляторах

В их эксплуатации есть немало правил, которые невозможно перечислить все в небольшой заметке. Но можно отметить, что при работающем двигателе менять аккумулятор не стоит, потому что это может привести к разладу в работе всего автомобиля. А еще одно важное правило состоит в том, что зимой разогревать аккумулятор не получится, как бы вы не старались. Причем сесть может даже новый. В морозы его нужно просто периодически снимать и заряжать.

Когда у меня была машина, я никогда не задумывался, во сколько она мне обходится. Машина постоянно тянула деньги: бензин, парковка, замена резины, страховка, ремонт. В какой-то момент я всё это посчитал и понял, что мне дешевле будет ездить на общественном транспорте и такси.

Личный автомобиль выгоден, если вам необходимо много и далеко ездить регулярно. Он будет выгоден, если вы живете за городом или в отдаленных районах Москвы, и каждый день вам надо мотаться по городу. Но если ваши поездки нерегулярны или если вы живёте в небольшом городе, то личный автомобиль получается дороже даже чем такси! Да, в небольших городах, где такси дешёвое, а расстояния небольшие, нет вообще никакой необходимости владеть личным автомобилем. без машины можно спокойно обойтись, передвигаясь на такси каждый день, и это будет выгоднее!

Понятно, что все мои подсчеты очень условны! У каждого человека свои маршруты, свои расходы. Я попробовал представить и посчитать несколько стандартных сценариев.

Сразу отвечу на некоторые вопросы:

Ага, а на дачу ты тоже на такси поедешь?
- Всё зависит от того, где дача. Моя дача находится в 100 км от центра Москвы, под Клином, поездка туда на такси обойдется примерно в 2000 рублей. Кроме того, за 2000 рублей в сутки можно снять машину каршеринга ("Делимобиль", "Белка"). Теоретически можно найти водителя и договориться индивидуально. Всё равно это будет дешевле, чем ездить на своей машине.

Но машина – это же свобода!
- На самом деле это иллюзия свободы. Автомобиль – это постоянная головная боль. Где хранить? Куда поставить, если вы уезжаете надолго? Вы привязаны к месту парковки. Без личного автомобиля маршруты получаются удобнее. Например, если пробка – вы прыгнули в метро, проехали пару станций, вышли, взяли такси и поехали дальше. И так далее.

В Москве самыми продаваемыми моделями в 2016 году стали Hyundai Solaris и Kia Rio. По России в целом к ним присоединяется Lada Granta. Первые две модели без скидок и акций стоят 650 000 – 700 000 рублей, Lada Granta – в среднем 400 000 – 450 000 рублей.

Итак, сейчас мы посчитаем, во сколько обходится владение обычным (то есть недорогим) автомобилем для москвича и для немосквича!

Давайте представим, что у нас есть москвич, который живёт на северо-востоке Москвы и ездит на "Солярисе" 2016 года выпуска. У него модель с коробкой-автоматом и двигателем объёмом 1,6 л, который расходует в городском цикле 9,3 л на 100 км. Нужен бензин с октановым числом не ниже 92-го. Допустим, наш водитель выбирает топливо среднего качества, АИ-95. В Москве он сегодня почти везде стоит дороже 39 рублей.

Наш москвич живёт в районе парка Торфянка, в доме 1 по улице Магаданская, а работает он где-нибудь на Сухаревке, скажем, в Даевом переулке. Это 14 километров в одну сторону. Согласитесь, не самое большое расстояние для Москвы.

В день он делает уже как минимум 28 км. С учётом всяких поездок по другим делам, попыток объехать пробки, заездов в магазины, кафе и т.д. это расстояние легко вырастает до 40 км в день, причём это минимум. В воскресенье наш москвич весь день дома (0 км), а в субботу или в пятницу вечером едет на дачу/за город/на окраину за продуктами. Поэтому пусть за выходные машина проезжает 60 км. Итого мы получаем 260 км в неделю.

В году у нас 52 недели, то есть за год пробег автомобиля составит уже 13 520 км. Это 135,2 раза по 100 км. Таким образом, за год машина в городском цикле съест как минимум 135,2 * 9,3 = 1257 литров бензина. Это обойдётся владельцу машины в 49 000 рублей .

Теперь к другим статьям расходов.

За 2016 год Москва заработала на парковках и штрафах более 17,5 млрд рублей. Всего в столице зарегистрировано примерно 5,6 млн автомобилей. Это значит, что средний автомобилист в столице тратит на парковки и штрафы около 31 250 рублей в год. Давайте округлим до 30 тысяч .

Транспортный налог на его "Солярис" мощностью 123 л.с. составит 3075 рублей . Полис ОСАГО обойдётся ему как минимум в 10 000 рублей в год.

Амортизация. "Солярис" этого же поколения, но 2014 года выпуска сейчас стоит уже дешевле 500 тысяч рублей. То есть за три года машина подешевела на 200 тысяч, пусть это будет 65 000 в год.

Поскольку автомобиль новый, стоимостью техосмотра и нового комплекта летней резины можно пренебречь. Но зимнюю резину купить всё же придётся, это ещё как минимум 12 000 рублей. Максимум через три года использования её придётся поменять, то есть в год это 4000 рублей .

Шиномонтаж (2 раза в год) и ремонт покрышки в случае прокола обойдётся в 5000 рублей в год. К этому можно добавить стоимость автомойки. Комплексная автомойка в Москве стоит от 1000 рублей, то есть в год будет уходить как минимум 12 000 рублей .

Техобслуживание Hyundai Solaris 2016 года стоит 8730 р. за первый год, 12 437 р. за второй и 8 730 р. за третий. В среднем выходит около 10 000 рублей в год.

Аварии, поломки, пробки (и перерасход топлива), а также недорогие расходники типа масла и незамерзайки мы не учитываем (да и посчитать это сложно). Только голый минимум.

Минимальная стоимость владения бюджетным автомобилем в Москве (рублей в год):

65 000 – амортизация;
49 000 – бензин;
30 000 – парковки и штрафы;
12 000 – автомойка;
10 000 – ОСАГО (на год);
10 000 – техобслуживание;
5000 – "переобувка" шин;
4000 – зимняя резина;
3000 – налог;

Итого: 188 000 рублей.

Выходит, что владелец нового автомобиля эконом-класса, который не попадает в ДТП, не ломается, не нарушает и почти не стоит в пробках, тратит на него в Москве как минимум 188 000 рублей в год, или более 15 тысяч в месяц. На деле же годовая сумма будет, скорее всего, стремиться к 200 000 .

Кстати, платная парковка сразу резко увеличивает стоимость владения автомобилем. Парковка у места работы нашего гипотетического москвича, в Даевом переулке, обошлась бы ему как минимум в 760 рублей в день. Это 3800 р. в неделю или почти 200 тысяч за год! Но тут можно быть уверенным, что наш водитель либо будет парковаться в каком-нибудь дворе, либо просто прикрывать номер листочком и значительно на этом экономить.

А теперь представьте, что этот же водитель тратит деньги не на автомобиль, а на общественный транспорт и такси.

Даже если он каждый день будет кататься на работу и с работы на такси, на это у него будет уходить 4000-5000 рублей в неделю, то есть в год примерно 208 000 – 260 000 рублей . Годовой единый проездной обошёлся бы ему в 18 200 рублей. Если бы он ездил на такси от дома до метро, это обходилось бы ему в 250 рублей в день или 1250 в неделю, в год – 65 000. Суммируем с ценой проездного на метро и получаем 83 200 рублей . Можно округлить до 100 000, если учесть непредвиденные расходы на такси. Можно даже добавить ещё 20 000 на такси в выходные. Получаем 120 000 , и всё равно это будет в полтора раза дешевле, чем владеть автомобилем эконом-класса.

Московский каршеринг стоит 8 рублей в минуту. Чтобы добраться от Магаданской, 1 до Даева переулка, нужно потратить 40 минут по пробкам или 23 минуты без пробок. Возьмём средний показатель, это 32 минуты. Поездка на каршеринговой машине обойдётся в 256 рублей. Это, кстати, значительно дешевле, чем на такси. В день наш водитель будет тратить 512 рублей, в неделю – 2560 для поездок на работу. В год затраты на каршеринг составят 133 000 рублей .

Использовать каршеринг для других типов поездок нецелесообразно, потому что пробки в Москве довольно непредсказуемы. Кроме того, есть очевидная проблема: поблизости от дома может просто не оказаться каршерингового автомобиля. Эти минусы компенсируем с помощью дополнительных расходов на такси – в общей сложности выйдет около 160 000 .

Рассмотрим автомобили следующей ценовой категории – машины стоимостью в районе 1 млн рублей. В Топ-25 по продажам за 2016 год в России к этой планке приближены Skoda Octavia и Nissan Qashqai.

Возьмём среднюю "Шкоду" с автоматом и бензиновым двигателем объёмом 1,4 л мощностью 150 л.с. (1 177 000 рублей) или простую "Ниссан" с бесступенчатым вариатором и объёмом двигателя 1,2 л мощностью 115 л.с. (1 123 000 р.). У первой расход топлива в городском цикле составит 6,9 л на 100 км, у второй – 9,2 л.

Очевидно, что бензина они будут съедать меньше. Если они будут проезжать столько же, сколько и водитель "Соляриса" (13 520 км в год), то владелец "Шкоды" потратит на топливо в районе 36 000 рублей за год, а "Ниссана" – 48 500. Давайте округлим до 40 000 .

Аналогичная Nissan Qashqai 2014 года будет стоить около 950 000 рублей. За три года автомобиль потеряет в цене 173 000 рублей, это 58 000 в год . У "Шкоды" разница между новой машиной и трёхлеткой значительно больше, это из-за недавнего повышения цен. Округляем годовую амортизацию до 60 000 .

Раз машина стоит больше миллиона, водитель, скорее всего, предпочтёт к ОСАГО добавить "Каско". Такая страховка обойдётся уже в 43 000 рублей. Транспортный налог на "Шкоду" будет выше из-за более мощного двигателя (5250 р. против 2850 р.). Пусть будет в среднем 4000.

Техобслуживание "Ниссан" обойдётся в 8600 р. за первый и третий год и в 18 700 р. за второй, в среднем выходит около 12 000 в год.

Минимальная стоимость владения автомобилем по цене от 1 млн рублей в Москве (рублей в год):

60 000 – амортизация;
43 000 – "Каско" + ОСАГО (на год);
40 000 – бензин;
30 000 – парковки и штрафы;
12 000 – техобслуживание;
12 000 – автомойка;
5000 – "переобувка" шин;
4000 – зимняя резина;
4000 – налог;

Итого: 210 000 рублей.

Из автомобилей ещё более высокой ценовой категории в Топ-25 по продажам входят Toyota Camry и Toyota RAV4. Стоят они от 1,5 млн рублей в простой комплектации.

Возьмём для примера "Камри" с 2-литровым двигателем (150 л.с.) и 6-ступенчатой АКП. Стоить она будет 1 557 000 р. Расход топлива в городском цикле – 10 л на 100 км.

Здесь 53 000 уйдёт только на бензин, страховка "Каско" + ОСАГО и налог – ещё 37 000, плюс техобслуживание в районе 10 тысяч. Самая дорогая из машин 2014 года в аналогичной комплектации стоит 1 200 000 р. То есть амортизация составит более 100 000 рублей в год!

Минимальная стоимость владения автомобилем по цене от 1,5 млн рублей в Москве (рублей в год):

100 000 – амортизация;
53 000 – бензин;
32 000 – "Каско" + ОСАГО;
30 000 – парковки и штрафы;
12 000 – автомойка;
10 000 – техобслуживание;
5000 – "переобувка" шин;
5000 – налог;
4000 – зимняя резина;

Итого: 251 000 рублей.

С более дорогими автомобилями рассчитать всё сложно, там слишком многое зависит от комплектации. Обычно люди, которые покупают автомобили дороже 2-х миллионов, не скупятся на бензин и прочее (разве что скромно завешивают бумажкой номерок на платной парковке), а мы говорим именно об экономии.

Но можно предположить, что при покупке дорогого автомобиля сложнее угадать с амортизацией. Скорее всего, большая часть годовых затрат придётся именно на эту графу (если это только не люксовый автомобиль ограниченной серии, который будет только дорожать со временем).

Что мы получаем в итоге? Как видно из инфографики, можно значительно экономить даже если кататься по Москве только на каршеринговых машинах и такси. Если комбинировать такси и каршеринг с общественным транспортом, получается ещё дешевле. В Москве есть какой-то смысл в покупке бюджетного автомобиля, но только если ты всё время ездишь по строго заданным маршрутам. Малейшее отклонение от нормы – и ты начинаешь переплачивать.

Теперь давайте рассмотрим пример водителя в нашей любимой Туле!

Он решил немного сэкономить на машине, поэтому ездить он будет не на "корейце", а на гордости отечественного автопрома, Lada Granta в средней комплектации и с автоматом. Такой автомобиль сейчас стоит около 500 000 рублей. Расход топлива в городском цикле – 9,9 литра, бензин – не ниже 95-го.

Чтобы как-то оправдать владение автомобилем в таком городе, как Тула, представим, что наш водитель живёт где-то на окраине, а работает в центре. Допустим, ему нужно ездить от дома №13 по улице Пушкина в посёлке Косая Гора до улицы Пушкинской, но уже в самой Туле. Это 10 километров.

Получается 20 км в день на работу и обратно, прибавим к этому 5 км на прочие нужды. В выходные машина катается по той же схеме, что и у москвича: один день отдыхает, в другой делает двойное расстояние (50 км). Итого за неделю автомобиль проезжает 175 км.

За год пробег составит 9100 км. На это уйдёт 900 литров бензина по цене 39 рублей/литр (цены на топливо в Москве и Туле почти не различаются), итого придётся потратить 35 100 рублей .

Теперь к амортизации. Lada Granta с автоматической коробкой 2014 года стоит в среднем 330 000 рублей. За три года автомобиль потерял в цене 170 000 р. Даже если сбросить до 160 тысяч, амортизация составит не менее 55 000 в год .

Если предположить, что мы имеем дело с сознательным водителем, который тратит целых 80 рублей в день на платную парковку в Туле, то это ещё дополнительные 20 800 рублей в год. Но учитывать их мы пока не можем, потому что за парковку в Туле никто не платит) Допустим, что в сумме туляк тратит на штрафы и парковки 10 000 рублей в год.

ОСАГО обойдётся в 7500 рублей , зимняя резина – в те же 12 тысяч (или 4000 за год ), транспортный налог составит 2700 рублей . Переобувка шин 2 раза в год – ещё 4 тысячи.

Автомойка – около 600 рублей в месяц, в год это минимум 7200 .

ТО у Lada Granta стоит 3700 р. за первый год эксплуатации, 4900 р. за второй и 3700 за третий. В среднем – 4100 в год .

Минимальная стоимость владения бюджетным автомобилем в Туле (рублей в год):

55 000 – амортизация;
35 000 – бензин;
10 000 – парковки и штрафы;
7500 – ОСАГО (на год);
7200 – автомойка;
4100 – техобслуживание;
4000 – "переобувка" шин;
4000 – зимняя резина;
2700 – налог;

Итого: 133 500 рублей.

Всего наш туляк будет тратить на машину около 133 000 рублей за каждый из первых трёх лет владения, причём впоследствии стоимость владения будет только стремительно расти. На деле годовые расходы будут составлять около 150 000 .

Проехаться на такси от Пушкина, 13 до Пушкинской, 13 стоит 160 рублей в одну сторону, или 320 рублей в день. Это 83 200 рублей в год. То есть даже если наш туляк будет шиковать и каждый день ездить на такси на работу, это всё равно будет дешевле, чем владеть бюджетным автомобилем. Если учесть расходы на такси в выходные, можно округлить до 100 000 . Но зачем тогда нужна морока со страховкой, техосмотрами, переобуванием, пробками, поиском парковки и всем прочим, если можно просто всегда ездить на такси и тратить только деньги, а не деньги вместе с нервами и временем? А заодно экономить до 50 000 рублей в год.

А ещё наш водитель мог бы добираться от места жительства до места работы на 28-м автобусе и тратить на это 30 рублей в день по проездному, или 7800 рублей в год.

О какой свободе вы говорите? Автомобиль – это просто лишние расходы и головная боль, и всё.

Оказывается, в таком городе как Тула автомобиль вообще не нужен. В Москве есть смысл взять бюджетный автомобиль для регулярных поездок на большие расстояния, но вы будете переплачивать за него с каждым поворотом не туда и с каждым днём его старения.

Если рассматривать другие города, то окажется, что чем меньше город, тем больше разрыв между стоимостью владения своей машиной и годовым "абонементом" на такси. Выходит, автомобиль – это действительно роскошь. Даже если вы аккуратно водите, не тратитесь на ремонт и не несёте никаких дополнительных расходов, малейшая ошибка мгновенно увеличит цену его использования. Штраф, ДТП, яма на дороге – и в минимум вы уже не уложитесь.

Так что в наших городах общественный транспорт в комбинации с такси и (для Москвы и Питера) каршерингом легко заменяет личный автомобиль.

Подсчитайте, сколько в год на автомобиль тратите вы и сравните это с тем, сколько вы тратили бы на такси и общественный транспорт! Расскажите в комментах, что получилось.

Каршеринг появился в Москве еще шесть лет назад, но бурное развитие началось в 2015-м, а в январе этого года в столице работало уже тринадцать компаний, парк которых насчитывает 6700 машин! В московской мэрии емкость этого рынка и вовсе оценивают в 10-15 тысяч. Такую перспективу разделяют и сами операторы, наперебой уверяя нас в выгоде этого вида транспорта, ведь водителям не надо тратиться на топливо, запчасти и ремонт: содержанием каршеринговых машин занимаются сами фирмы. К тому же их можно бесплатно парковать. По данным портала mos.ru, в системе краткосрочной аренды автомобилей уже зарегистрировалось более одного миллиона пользователей, которые в прошлом году совершили 5,6 млн поездок!

Заманчиво? Но я решилась стать клиентом каршеринга не сразу. Пугали драконовские штрафы со стороны операторов за клиентские провинности. Только в компании BelkaCar в прошлом году вынесли штрафов на 26,9 млн рублей! Правда, среди них лидирует наказание за передачу автомобиля третьему лицу, но эвакуация и завершение поездки на закрытой территории тоже входят в тройку самых популярных нарушений. А вот о грязных салонах и сломанных деталях арендуемых машин - ни слова. Значит, компании закрывают на это глаза? Уже легче…

Для теста я выбрала пять операторов, пользующихся популярностью в Москве, - это массовые Делимобиль и Car5, продвинутые YouDrive и BelkaCar, а также оператор EasyRide, который первым предложил пользователям кроссоверы. Каршеринг в Москве сейчас стоит от пяти рублей за минуту поездки. Какой оператор окажется надежнее, а приложение - удобнее?

EasyRide

Renault Kaptur: 9 руб/мин в режиме поездки, 3 руб/мин в режиме ожидания.

Запустив приложение и кликнув на кнопку регистрации, неожиданно попадаю на страницу с ее окончанием, где мне предлагают поставить нужные галочки напротив строк с согласием на обработку данных, с условиями договора и прочими формальностями. Информация о тарифах и штрафах подана в виде ссылок на этой же странице - и никаких приветствий или инструктажа. Отправляю документы и жду ответа с результатами, но тщетно: по истечении трех суток он так и не пришел. Звонок в компанию тоже не дал результатов. И даже к моменту выхода этой статьи регистрация, начавшаяся еще в 2017-м, так и не была завершена - и причину этого мне так и не объяснили. Похоже, фирме не очень нужны новые клиенты, поэтому знакомство с ИзиРайдом пришлось отложить.

Делимобиль

Hyundai Solaris, Renault Kaptur: 7 руб/мин по тарифу Базовый и 8 руб/мин по тарифу Сказка с нулевой ответственностью при ДТП, 2,5 руб/мин в режиме ожидания.

Самая нелепая регистрация! Система принудила тут же подписаться на тариф. Но постойте, мы ведь еще незнакомы! А вдруг мне не понравится функционал приложения? К тому же, чтобы разобраться с тем, какой вариант предпочтительнее, приходится читать мелкий шрифт, вникая в различия условий. Зато в списке есть тариф с нулевой ответственностью при ДТП. И цена адекватная: восемь рублей за минуту использования автомобиля. Его и выбираю.

Перехожу к заполнению анкеты, подсознательно отмечая недружелюбную верстку приложения. Вписываю нужную информацию, ожидаю следующего этапа и… дозаполняю обязательные секции, которые вдруг появились на экране. А что же сам договор? На смартфоне его текст отображается мелким шрифтом - вряд ли кто-то из пользователей изучил его до конца. Теперь я не удивлена ситуациями, когда недовольные клиенты обвиняют компанию в выставлении штрафов, о существовании которых они даже не подозревали. А всего-то стоило бы сделать удобочитаемую форму договора.

По правилам фирма активирует учетную запись пользователя в течение двух суток. Но я через день получила лишь просьбу предоставить новую, более «читаемую» фотографию. Потом служба безопасности потребовала распечатать договор, поставить подпись, отсканировать и отправить пакет документов в ответном письме: без этого аккаунт работать не начнет. Наконец, на следующий день на почту пришло подтверждение, что мой профиль прошел проверку и Делимобиль может дать мне машину.

Далеко за ней идти не пришлось: каршеринговый Hyundai Solaris ждал меня под окнами редакции. Забронировав автомобиль, я его внимательно осмотрела на предмет повреждений, чтобы внести их в специальную форму и не платить потом штрафы за чужие провинности. Список получился внушительный! Отошедшая накладка заднего бампера, поврежденный корпус зеркала заднего вида, ссадины на кузове, провисший передний бампер, вмятина на крышке багажника…

Тем временем три бесплатные минуты на осмотр закончились и включился режим ожидания с тарифом 2,5 рубля за минуту. А ведь я еще не заглядывала в салон! Связавшись на всякий случай с оператором, я заявила о многочисленных повреждениях, причем о части из них организация даже не знала. В ответ мне посоветовали отправить фотографии в Telegram-канал компании. На осмотр машины и переговоры ушло десять минут.

Салон Соляриса встретил слоем пыли на панели и запачканными сиденьями, но самым неприятным оказался липкий руль - пришлось воспользоваться влажными салфетками.

Уже при выезде с парковки обнаружилось, что тормозные колодки давно требуют замены, о чем недвусмысленно сообщил неприятный скрежет. К середине пути желание помыть руки становилось все навязчивее. Тем временем лобовое стекло стало предательски запотевать, а щетки стеклоочистителя замерли. Как оказалось, все из-за того, что оператор пошел по простому пути и не стал озадачиваться установкой кнопки запуска двигателя, лишь вклеив ключ в замок зажигания. Со временем контактная группа начала барахлить и поэтому во время движения у машины пропала и печка, и дворники, и «музыка». Но благодаря какому-то чуду мотор продолжал работать. Нет, такой горе-автомобиль мне не нужен - доехав до цели, паркую машину и ухожу в поисках места, где можно помыть руки.

Время аренды - 51 минута. Цена поездки - 411 рублей.

Успев досрочно распрощаться с оператором EasyRide, я не оставила попытку взять в аренду кроссовер. А тут как раз Делимобиль закупил партию точно таких же автомобилей Renault Kaptur, как у ИзиРайда. Смогут ли они реабилитировать компанию в моих глазах?

Состояние новенького кроссовера, конечно, порадовало, но завести его не удалось, а при завершении аренды двери машины остались открытыми. Со счета тем временем списалось 50 рублей. Опять не получилось сесть и поехать, как это обещает фирма… Очередной звонок оператору (к этому я уже успела привыкнуть) решил проблему: систему перезапустили, и на этот раз кнопка запуска двигателя сработала. Деньги пообещали вернуть на счет. Проехав совсем небольшое расстояние на свежем автомобиле и отметив еще не испачканный салон, я припарковала Kaptur и с чувством выполненного долга пошла в редакцию.

Время аренды - 15 минут. Цена поездки - 168 рублей.

YouDrive

smart: 9 руб/мин в режиме Использование, 2,5 руб/мин в режиме Парковка.

BMW 218i Active Tourer: 14 руб/мин в режиме Использование, 3,5 руб/мин в режиме Парковка.

BMW i3: 17 руб/мин, режим Парковка не предусмотрен.

Процесс регистрации оказался совсем не сложным и интуитивно понятным. Система встретила меня слайдами с приветствием, предложила пройти инcтруктаж и не стала придираться к качеству селфи с документами, сделанных с первого раза. Анкета же оказалась и вовсе легкой в заполнении.

В компании существует рейтинг, и чем он выше, тем более интересные машины ты можешь взять напрокат. Стартовый уровень - это микрокары smart fortwo и forfour. Забронированный автомобиль (мне достался fortwo) был относительно чист снаружи - и абсолютно вылизан внутри. Правда, на переднем бампере отсутствовала заглушка, и, чтобы сообщить об этой неприятности, пришлось минуты две повозиться с функционалом мобильного приложения: общение с чат-ботом развивалось, мягко говоря, странно, а система упорно выдавала только уже внесенную информацию о повреждениях. Причем о таких незначительных, которые без наводки не увидеть!

Успев померзнуть возле смарта из-за сбоя в приложении, я все же смогла добиться одобрения оператора на поездку (когда он принял информацию о новых повреждениях) и перевести автомобиль в режим аренды. Маленький smart поразил своей маневренностью - это то, что нужно для коротких поездок по забитому центру города.

Время аренды - 16 минут. Цена поездки - 129 рублей.

В автопарке фирмы есть и машины поинтереснее, но доступ к ним открывается только клиентам с повышенным рейтингом. И тут я решила воспользоваться служебным положением и попросила пресс-службу компании сделать апгрейд моего аккаунта. Стоит ли накатывать минуты на смартах и копить рейтинг ради возможности арендовать, скажем, компактвэн BMW 218i Active Tourer?

Стоит! Этот опыт краткосрочной аренды транспорта понравился мне больше всего. Во-первых, несмотря на непонятную субстанцию под ногами, машина внутри была относительно чистой, хотя от предыдущего арендатора и осталась начатая баночка газировки в паре со скомканной салфеткой на полу. Во-вторых, машина оказалась очень удобной. Хорошая плавность хода, достаточно просторный салон, неплохая динамика - и такие приятные глазу оранжевые шкалы в фирменном духе BMW. Именно в этой машине я наконец-то привыкла к моему «каршеринговому» режиму, но в отличие от прошлых опытов мне не надо было звонить оператору с жалобами на повреждения.

Время аренды - 72 минуты. Цена поездки - 644 рубля.

Ну а теперь - BMW i3! Если Active Tourer можно забронировать, имея второй пользовательский уровень, то необычный гибрид откроется только клиентам с пятым уровнем из восьми. К моему огорчению, «ай-третий» оказался грязным. Не найдя видимых повреждений на кузове, я попыталась открыть автомобиль, но безуспешно. Из-за слабого сигнала мобильного интернета замки не срабатывали. А если нужно срочно ехать? Спустя несколько минут хождения вокруг в поисках хорошего сигнала двери открылись.

Увы, салон не был чистым: коврики запачканы следами обуви предыдущих арендаторов, а в подстаканнике лежала скомканная тряпка. Стоит отметить, что в бесплатные 20 минут, которые даются пользователям, чтобы добраться до автомобиля, я не уложилась. К моему приезду гибрид уже четыре минуты находился в режиме аренды и «проедал» мои кровные: именно для этой модели режим Парковка не предусмотрен.

Путь был долгий, и за это время я успела привыкнуть и к необычному управлению тягой (колеса приводит только электромотор!), и к ощущению огромного пространства внутри такого компактного автомобиля. Да так, что излишняя уверенность сыграла со мной злую шутку: я проморгала камеру видеофиксации, немного превысив скоростной режим, о чем впоследствии оператор проинформировал меня по электронной почте с просьбой уплатить штраф (с положенной по закону 50-процентной скидкой). Словом, если соберетесь арендовать BMW i3, будьте осторожны: после первой дозы электромобилизма можно подсесть. Вот и мне не хотелось прощаться с машиной, но отрезвил счетчик аренды.

Время аренды - 54 минуты. Цена поездки - 921 рубль.

Car5

Datsun mi-DО: 5 руб/мин в режиме Поездка, 2 руб/мин в режиме Ожидание.

Процесс регистрации прошел не в пример быстрее, чем у Делимобиля. Но, начав его в приложении компании, продолжить пришлось через электронную почту, куда прислали код подтверждения. А я уже стала нервничать, ожидая SMS на телефон, как это принято в других фирмах. Тем не менее активация аккаунта прошла в самый короткий срок - буквально в течение десяти минут.

Еще утром я приметила на карте свободный Datsun mi-DO компании Car5, который располагался вблизи редакции. К моему удивлению, машина простояла на месте всю первую половину дня, что подтверждала неподвижная точка с локацией транспортного средства на экране мобильника. Неужели настолько непопулярный сервис? Но когда я в итоге добралась до автомобиля, все стало ясно: у машины нет указателей поворота на передних крыльях, порог с пассажирской стороны замят, а ссадин и потертостей не счесть.

Я позвонила оператору, чтобы сообщить о никчемном состоянии автомобиля, и получила ответ: «Сфотографируйте все повреждения и пришлите их нам на электронную почту». Чтобы не связываться с такими трудностями, я решила найти аналогичный, но исправный автомобиль, и поездка на нем все же состоялась. Правда, она была совсем непродолжительной, потому как находиться посреди раскиданных оберток от творожных сырков и шоколадок, салфеток и прочего мусора было неприятно. В утешение - самая низкая цена поездки.

Время аренды - 15 минут. Цена поездки - 75 рублей.

BelkaCar

Kia Rio: 8 руб/мин в режиме Поездка, 2 руб/мин в режиме Ожидание.

Mercedes CLA: 16 руб/мин в режиме Поездка, 4 руб/мин в режиме Ожидание.

Оператор встречает пользователя с распростертыми объятиями: тут и предварительный навигатор по функциям приложения, и четкие разъяснения по использованию программы - и все это на приветственных слайдах. Фотографии документов и селфи с ними в Белке успешно прошли проверку за один день.

После машин компаний Делимобиль и Car5 я ожидала, что другие операторы тоже не уделяют внимания поддержанию чистоты в автомобилях экономкласса. Но салон Kia Rio оказался ухоженным, грязи не было (и это зимой), а вдобавок фирма позаботилась об установке зарядного устройства для смартфонов с тремя разными разъемами. Автомобиль был полностью исправен, езда на нем оказалась приятной - не сравнить с Солярисом Делимобиля, который находится в той же «весовой категории».

Время аренды - 38 минут. Цена поездки - 301 рубль.

Но пора переходить на следующий уровень тарификации. Та же Белка предлагает седаны Mercedes CLA. Премиум-автомобилей от операторов в городе меньше, чем экономичных Kia и Солярисов, и, чтобы взять в аренду Mercedes, пришлось преодолеть пару километров. Зато машина тоже оказалась чистой. В салоне также нашлись зарядные устройства для мобильников, выведенные через подстаканник, а в багажнике - канистра омывающей жидкости и щетка для снега. У Делимобиля, Car5 и YouDrive таких удобств я не встретила.

Поездка на Мерседесе, конечно, принесла больше удовольствия, чем на Rio: разница в классе налицо. Да и телефон за время пути удалось подзарядить. Но тариф совсем другой: за комфорт приходится платить.

Время аренды - 19 минут. Цена поездки - 295 рублей.

Есть ли смысл?

Как человек, часто ездящий в центр столицы по делам, которые к тому же обязывают время от времени выглядеть на все сто, я признаю, что услуга краткосрочной аренды автомобиля в таких случаях может оказаться полезна. Скажем, каршерингом вместо личного автомобиля можно воспользоваться, если возвращаться домой придется уже в качестве пассажира. Или если потенциальные расходы на парковку своей машины в центре города превышают затраты на каршеринг. Правда, это не отменяет мучений с поиском свободного места. Хотя smart fortwo может сослужить в этой ситуации хорошую службу: за счет компактного размера (длина 2,69 м) его можно парковать перпендикулярно тротуару (если того не запрещают знаки и дорожная разметка).

В центральной части Москвы каршеринговых автомобилей много - и найти поблизости свободный не составляет труда. Хотя, например, если вы живете в самом ближайшем Подмосковье, то поиск каршеринговой машины превращается в проблему: например, в Мытищах воскресным утром не нашлось ни одного автомобиля, а приложения предлагали добраться до ближайших машин на такси.

Аренда бюджетных машин вроде Датсуна или Соляриса стоит приемлемо - во многих случаях даже дешевле, чем такси. Взять, скажем, мою поездку на Датсуне за 75 рублей: давно ли вы видели такой счет за такси? К тому же многие не желают связываться с таксистами, которые нередко хамят и выбирают не самый выгодный маршрут. А за рулем «каршеринга» ты сам себе хозяин.

Значительно дороже выходит аренда премиальных автомобилей. Но, как ни странно, чувство досады за переплату меня не преследовало, и все благодаря особой атмосфере в этих машинах. И я, кажется, начала понимать тех клиентов, которые переплачивают за аренду Мерседеса или BMW.

Недосказанность осталась после общения с BMW i3. Подобного рода эксперименты, при которых за час аренды придется отдать более 1000 рублей, нужны, судя по всему, ради самих же экспериментов, когда очень хочется опробовать экстравагантный и дорогой автомобиль. Но оператору следовало бы получше следить за состоянием таких машин: грязь внутри салона в подобной ситуации непозволительна!

Операторы каршеринга несколько преувеличивают, когда говорят, что краткосрочная аренда автомобилей - это почти замена общественному транспорту. Все мои поездки оказались дороже 50 рублей. Хотя если необходима пересадка с одного вида транспорта на другой, то каршеринг действительно может стать выгоднее. Но оправданно это только в том случае, если «дешевый» каршеринговый автомобиль найдется поблизости, иначе пешая прогулка длиной пару километров сведет на нет преимущество.

При этом нет хуже момента, чем тот, когда пользователю попадается уставшая машина. Во время поездки на такой невольно начинаешь жалеть о выборе каршеринга. Вынося за скобки натикавшие минуты ожидания во время затянувшегося осмотра делимобилевского Соляриса, я подсчитываю траты на звонки оператору, вспоминаю десятиминутную свистопляску вокруг автомобиля с телефонной камерой и дальнейшие мучения в дороге - и оплакиваю 400 рублей, которые пришлось заплатить за такой недосервис. Учитывая проблемы, пусть и незначительные, с Каптюром этого же оператора, я без сожаления удалила ненужное приложение из памяти телефона. Следом отправился и EasyRide, который так и не смог активировать мой аккаунт. Но количество операторов в городе растет: только с октября по декабрь прошлого года в столице было открыто пять новых компаний, а онлайн-гигант Яндекс не устает напоминать пользователям о скором запуске сервиса . А потому к теме каршеринга мы еще вернемся.