Тип транспортного средства легковой прочее. Транспортные средства: классификация. Категории транспортных средств. Определение типа транспортного средства

– это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.

Классификация по назначению

Транспортные средства различаются по своему назначению. Можно выделить пассажирские и грузовые автомобили, а также ТС специального назначения.

Если с пассажирским и грузовым авто все предельно ясно, то специальный транспорт не предназначен для перевозки людей и грузов. Подобные автомобили транспортируют оборудование, которое на них закреплено. Так, к таким средствам можно отнести пожарные машины, автовышки, автокраны, автолавки и другие авто, комплектующиеся тем или иным оборудованием.

Если пассажирское авто может вместить в себя до 8 человек без водителя, то оно классифицируется как легковое. Если вместимость ТС более 8 человек, тогда такой тип транспортного средства – автобус.

Транспортировщик может служить для общего назначения или для перевозки специальных грузов. Авто общего назначения имеют в своей конструкции кузов с бортами без опрокидывающего устройства. Также они могут быть укомплектованы тентом и дугами для монтажа.

Грузовые автомобили специального назначения имеют в своей конструкции различные технические возможности для перевозки определенных грузов. Например, панелевоз оптимизирован для удобной транспортировки панелей и строительных плит. Самосвал применяют для преимущественно сыпучих грузов. Бензовоз предназначен для светлых нефтепродуктов.

Прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски

Любое ТС может использоваться с дополнительным оборудованием. Это могут быть прицепы, полуприцепы или роспуски.

Прицеп – это один из видов транспортных средств, использующихся без водителя. Движение его осуществляется посредством автомобиля при помощи буксировки.

Полуприцеп представляет собой буксируемое ТС без участия водителя. Часть массы его отдается буксирующему автомобилю.

Прицеп-роспуск предназначен для перевозки длинных грузов. Конструкция предусматривает дышло, длина которого в ходе эксплуатации может меняться.

Транспортное средство, выполняющее буксировку, называют тягачом. Такое авто комплектуется специальным устройством, которое позволяет сцеплять автомобиль и любой из прицепов. По-другому такая конструкция называется седлом, а тягач называют седельным тягачом. Однако седельный тягач находится в отдельной категории транспортных средств.

Индексации и виды

Раньше в СССР каждая модель ТС имела свой индекс. Он обозначал завод, на котором было произведено авто.

В 1966 году приняли так называемую отраслевую нормаль ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов». Этот документ не только позволял классифицировать виды транспортных средств. На основании этого положения стали классифицировать также прицепы и другое оборудование.

По этой системе все транспортные средства, классификация которых была описана в этом документе, имели в своем индексе четыре, пять или шесть цифр. По ним можно было определить категории ТС.

Расшифровка цифровых индексов

По второй цифре можно было узнать тип транспортного средства. 1 – легковое ТС, 2 – автобус, 3 – грузовик общего предназначения, 4 – седельный тягач, 5 – самосвал, 6 - цистерна, 7 – фургон, 9 – ТС специального назначения.

Что касалось первой цифры, то она обозначала класс ТС. Например, легковые транспортные средства, классификация которых проводилась по объему двигателя. Грузовые машины делятся на классы по массе. Автобусы различали по длине.

Классификация легковых ТС

По отраслевой нормали легковые колесные транспортные средства классифицировались следующим образом.

  • 1 – особо малый класс, объем двигателя составлял до 1,2 л;
  • 2 – малый класс, объем от 1,3 до 1,8 л;
  • 3 – автомобили среднего класса, объем двигателя от 1,9 до 3,5 л;
  • 4 – большой класс с объемом выше 3,5 л;
  • 5 – высший класс легковых транспортных средств.

На сегодняшний день отраслевая нормаль уже не обязательна, и многие заводы не придерживаются ее. Однако отечественные производители авто все еще используют эту индексацию.

Иногда можно встретить транспортные средства, классификация которых не подходит под первую цифру в модели. Это значит, что индекс присвоили модели на этапе разработки, а затем в конструкции что-то изменилось, а цифра осталась.

Автомобили иностранного производства и их система классификации

Индексы иномарок, которые ввозили на территорию нашей страны, не входили в перечень транспортных средств по принятой нормали. Поэтому в 1992 году была внедрена Система сертификации по механическим транспортным средствам, а с 1 октября 1998 года действует ее измененный вариант.

Для всех видов средств передвижения, которые попадали в оборот в нашей стране, необходимо было оформлять специальный документ, который назывался «Одобрение типа транспортного средства». Из документа следовало, что каждое ТС должно иметь свою отдельную марку.

Чтобы упростить порядок прохождения сертификации в РФ используют так называемую Международную систему классификации. В соответствии с ней любое дорожное транспортное средство можно отнести к одной из групп – L, M, N, O. Других обозначений не существует.

Категории транспортных средств по международной системе

В группу L входят любые ТС, количество колес которых менее четырех, а также квадроциклы:

  • L1 - это мопед или ТС с двумя колесами, которое может развивать максимальную скорость до 50 км/ч. Если в конструкции транспортного средства имеется ДВС, то объем его не должен превышать 50 см³. Если в качестве силового агрегата используется электрический двигатель, то номинальные показатели мощности должны быть менее 4 кВт;
  • L2 – трехколесный мопед, а также любое ТС с тремя колесами, скорость которого не превышает 50 км/ч, а объем двигателя 50 см³;
  • L3 – мотоцикл с объемом более 50 см³. Его максимальная скорость выше, чем 50 км/ч;
  • L4 – мотоцикл, укомплектованный коляской для перевозки пассажира;
  • L5 – трициклы, скорость которых превышает 50 км/ч;
  • L6 – это легкий квадрацикл. Масса снаряженного ТС не должна превышать 350 кг; Максимальная скорость не более 50 км/ч;
  • L7 – полноценный квадрацикл с массой до 400 кг.

  • М1 – это ТС для перевозки пассажиров, которые имеют не более 8 мест;
  • M2 – ТС с количеством мест для пассажиров более восьми;
  • M3 – ТС с количеством мест более 8 и весом до 5 тонн;
  • M4 – транспортное средство с количеством мест более восьми и весом свыше 5 тонн.
  • N1 – грузовики с весом до 3,5 тонн;
  • N2 – ТС с массой от 3,5 до 12 тонн;
  • N3 – ТС с массой более 12 тонн.

Классификация ТС по Европейской Конвенции

В 1968 году в Австрии была принята Конвенция о дорожном движении. Классификация, которая предусмотрена в этом документе, используется для обозначения различных категорий транспорта.

Виды ТС по Конвенции

Она включает в себя несколько категорий:

  • А – это мотоциклы и другая двухколесная моторизованная техника;
  • B – автомобили с массой до 3500 кг и количеством мест не более восьми;
  • С – все ТС, кроме тех, что относятся к категории D. Масса должна составлять больше 3500 кг;
  • D – пассажирский транспорт, имеющий более 8 мест;
  • Е - грузовой транспорт, тягачи.

Категория Е позволяет водителям управлять автопоездами, которые состоят из тягача. Также сюда можно включить любые транспортные средства классификации В, С, D. Эти ТС могут работать в составе автопоезда. Эту категорию водителям присваивают вместе с остальными категориями, а ставится она при регистрации машины в свидетельство транспортного средства.

Неофициальная европейская классификация

Кроме официальной классификации, есть еще и неофициальная, которая применяется достаточно широко. Она достаточно популярна среди владельцев ТС. Здесь можно выделить категории в зависимости от конструкции транспортных средств: A, B, C, D, E, F. В основном такую классификацию применяют в обзорах автомобильные журналисты для сравнения и оценки.

Класс А содержит малолитражные ТС невысокой стоимости. F – это самые дорогие, очень мощные и престижные марки авто. В промежутках находятся классы других видов машин. Четких рамок здесь нет. Это множество самых разнообразных легковых авто.

С развитием автоиндустрии постоянно производят новые машины, которые впоследствии занимают свои ниши. С новыми разработками классификация постоянно расширяется. Часто бывает так, что различные модели могут занимать границы нескольких классов, тем самым образуя новый класс.

Яркий пример такого явления – это паркетный внедорожник. Он предназначен для дорог с твердым покрытием.

VIN-коды

По сути это уникальный номер ТС. В таком коде зашифрована вся информация о происхождении, производителе и технических характеристиках той или иной модели. Номера можно найти на многих неразъемных узлах и агрегатах машин. В основном они находятся на кузове, элементах шасси или специальных шильдиках.

Те, кто разработал и внедрил эти номера, ввели наиболее простой и надежный метод, который существенно облегчает процесс классификации автомобилей. Такой номер позволяет хоть немного защитить автомобили от угона.

Сам код – это не беспорядок букв и цифр. Каждый знак несет в себе определенную информацию. Набор шифров не очень большой, каждый код имеет 17 символов. В основном это буквы латинского алфавита и цифры. В этом шифре предусмотрена позиция для специального контрольного числа, которое вычисляется исходя из самого кода.

Процесс вычисления контрольного номера – это достаточно мощное средство защиты от перебитых номеров. Цифры уничтожить не составляет особого труда. А вот сделать такой номер, чтобы он подпадал под контрольное число, – это уже отдельная и достаточно сложная задача.

В заключение хотелось бы добавить, что все уважающие себя автопроизводители используют общие правила для вычисления контрольной цифры. Однако производители из России, Японии и Кореи не придерживаются таких методов защиты. Кстати, по этому коду легко находить оригинальные запчасти к той или иной модели.

Итак, мы выяснили, какие бывают виды транспортных средств, и рассмотрели их подробную классификацию.

  • легковые автомобили;
  • мотоциклы и мотороллеры;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили;
  • катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства;
  • яхты и другие парусно-моторные суда;
  • гидроциклы;
  • самолеты, вертолеты;
  • несамоходные (буксируемые) суда и др.

Определение категории

При определении видов автомототранспортных средств и отнесения их к категории грузовых или легковых автомобилей нужно руководствоваться данными паспорта транспортного средства (ПТС). Такой порядок подтверждается письмами Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137 и от 21 октября 2010 г. № 03-05-06-04/251, ФНС России от 15 февраля 2012 г. № БС-4-11/2450 и от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769.

Тип и категория транспортного средства указываются в строках 3 и 4 ПТС на основании Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII (Положение, утвержденное совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134).

Под типами транспортного средства понимается характеристика автомобиля, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (грузовой, легковой, автобус и т. д.). Категорий ТС можно выделить пять:

1) А – мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;

2) В – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

3) С – автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;

4) D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;

5) E – прицеп – транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.

Если данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, то этот вопрос должен решаться в пользу организации (письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

Ситуация: к какой категории транспортных средств при расчете транспортного налога относится автомобиль: к легковым или грузовым. Тип ТС по ПТС указан «грузовой», категория – «В»?

Автомобиль относится к категории грузовых транспортных средств.

Указание в ПТС категории «В» не свидетельствует о том, что автомобиль относится к легковому транспортному средству. Категория «В» может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям (приложение 3 к Положению, утвержденному совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134, письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

Поэтому в рассматриваемой ситуации рассчитывать транспортный налог нужно с учетом типа транспортного средства, указанного в строке 3 ПТС. Если в ПТС одновременно указана категория автомобиля – «B» и тип средства – «грузовой», то транспортный налог рассчитывайте как с грузового автомобиля. Кроме того, можно воспользоваться маркировкой транспорта, которая приводится в строке 2 ПТС. Второй знак цифрового обозначения модели ТС указывает на его тип (вид автомобиля). Например: «1» – легковой автомобиль, «7» – фургоны, «9» – специальные.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137, от 21 октября 2010 г. № 03-05-06-04/251, от 19 марта 2010 г. № 03-05-05-04/05 и ФНС России от 7 апреля 2016 г. № СА-4-7/6024.

Ситуация: к какому типу транспортных средств по ПТС при расчете транспортного налога относятся автокраны на базе грузовых автомобилей: к самоходным машинам или к грузовым автомобилям?

Автокраны относятся к категории грузовых автомобилей.

Автокраны, смонтированные на базе грузовых автомобилей, относятся к категории грузовых транспортных средств. Такой вывод можно сделать на основании данных таблицы, в которой приведен сравнительный анализ категорий транспортных средств по классификации КВТ ЕЭК ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Правомерность такого подхода подтверждается письмом Минфина России от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 июля 2007 г. № 2965/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 3 октября 2011 г. № А46-14465/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 24 сентября 2009 г. № А29-133/2009).

Ситуация: к какой категории ТС при расчете налога относятся автомобили УАЗ-3962, УАЗ-2206 категории «В»: к автобусам или легковым автомобилям?

Рассчитывать транспортный налог нужно с учетом типа ТС, указанного в строке 3 ПТС (письма Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137, от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1). Кроме того, можно воспользоваться маркировкой транспортного средства, которая приводится в строке 2 ПТС. Второй знак цифрового обозначения модели транспорта указывает на его тип (вид автомобиля). Например: «1» – легковой автомобиль, «7» – фургоны, «9» – специальные. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-05-05-04/05 и ФНС России от 7 апреля 2016 г. № СА-4-7/6024.

Если тип транспортного средства («грузовой», «легковой», «автобус» и т. п.) определить невозможно, обратитесь к Сравнительной таблице категорий транспортных средств по классификации КВТ ЕЭК ООК и по классификации Конвенции. В Сравнительной таблице автобусы относятся к категории «D». Следовательно, если в ПТС санитарного фургона указана категория «B», то он не является автобусом. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается, что категория «В», указанная в ПТС автомобилей УАЗ-3962, УАЗ-2206, подтверждает классификацию этого транспорта как легкового автомобиля (см., например, определение ВАС РФ от 20 февраля 2007 г. № 1369/07, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18 октября 2006 г. № Ф04-6867/2006(27536-А81-15), Восточно-Сибирского округа от 12 марта 2009 г. № А58-3798/08-Ф02-869/09, Северо-Западного округа от 17 июля 2006 г. № А05-1765/2006-13).

В тех случаях, когда данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, ФНС России рекомендует налоговым инспекциям решать этот вопрос в пользу организаций (письмо от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

Ситуация: к какой категории транспортных средств при расчете транспортного налога относятся карьерные самосвалы «БелАЗ»?

Карьерные самосвалы «БелАЗ» относятся к категории других самоходных ТС, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу. Об этом сказано в письмах Минфина России от 27 июня 2008 г. № 03-05-05-04/12, от 31 мая 2006 г. № 03-06-04-04/21. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 31 января 2007 г. № 29/07, постановления Уральского округа от 22 октября 2007 г. № Ф09-8633/07-С3, от 26 марта 2007 г. № Ф09-1943/07-С3).

Классификация транспортных средств – это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.

Транспортное средство (ТС) - это техническое устройство для перевозки людей и/или грузов. В отличие от грузоподъёмных и подъёмно-транспортных устройств, транспортные средства используют, как правило, для перевозки на относительно дальние расстояния.

Согласно классификатору типов транспортных средств международной перевозки, прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, вертикальная нагрузка которого передается на опорную поверхность через колеса и которое приспособлено для буксирования автомобилем.

Подвижной состав автомобильного транспорта в настоящее время представляет собой широкий спектр транспортных средств, различных по техническим характеристикам и назначению. В целях упорядочения классификации транспортных средств ⭐ принят ряд критериев, служащих их характерными особенностями. На основании этих особенностей транспортные средства делятся на группы, обладающие общими свойствами и характеристиками.

Для того чтобы выделить область транспортных средств, подлежащих данной классификации, был определен термин «дорожный транспорт», выделивший из всей гаммы транспортных средств те, которые эксплуатируются преимущественно на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий. Вне данной классификации остается прочий колесный безрельсовый транспорт, который по своим массовым и размерным характеристикам не предназначен для движения по дорогам общего пользования. Это, например, карьерный транспорт, вездеходы, аэродромные и шахтные тягачи и т.п.

Согласно действующим Правилам дорожного движения в настоящее время для дорожных транспортных средств приняты следующие габаритные показатели:

  • по высоте - не более 4 м от поверхности дороги
  • по длине - не более 12 м для грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса и прицепа, не более 15.18 м для сочлененного автобуса или троллейбуса
  • по ширине - не более 2,60 м для транспортных средств с изотермическим кузовом, не более 2,63 м для автомобиля КрАЗ, автомобилей-лесовозов МАЗ-509А, МАЗ-543, не более 2,55 м для других транспортных средств

Общая длина автопоезда должна быть не более 20 м.

В настоящее время применяют классификацию двух видов - по типам и по категориям транспортных средств. Классификация по типам является наиболее распространенной в нашей стране, многие годы применялась на территории СССР, продолжает использоваться во многих нормативных документах, относящихся к транспортным средствам (государственных стандартах, правилах дорожного движения и т.п.). Кроме того, данная классификация применяется при регистрации транспортных средств. Схема классификации транспортных средств по типам приведена на рисунке.

Рис. Схема классификации транспортных средств по типам

В качестве критерия наиболее общего подразделения транспортных средств применяется наличие двигателя. При этом транспортные средства делятся на механические, оборудованные , и буксируемые, не оборудованные двигателем.

Механическое и одно или более буксируемое транспортное средство могут создавать комбинированное транспортное средство, которое называется автопоездом в случае, если оно состоит из автомобиля и соединенных с ним с помощью сцепного устройства одного или нескольких прицепов.

Механические транспортные средства подразделяются:

  • на автомобили
  • на мототранспортные средства
  • на тракторы

Автомобиль - это механическое транспортное средство, которое приводится в действие источником энергии, имеет не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, предназначено для движения по безрельсовым дорогам и используется для перевозки людей и(или) грузов, буксирования транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и(или) грузов, выполнения специальных работ. Этот термин распространяется также на транспортные средства, двигатели которых питаются постоянным электрическим током от подвесной контактной сети (троллейбусы), а также на трехколесные транспортные средства, снаряженная масса которых превышает 400 кг.

Под снаряженной массой понимается полная отгрузочная масса транспортного средства вместе с массой охлаждающей жидкости, смазочных материалов, жидкости стеклоомывателя, топлива (бак, наполненный не менее чем на 90 % номинальной вместимости), запасных колес, огнетушителей, стандартного набора запасных частей, противооткатных упоров, стандартного набора инструментов.

Мототранспортное средство - это одноколейное двухколесное механическое транспортное средство.

Трактор — это механическое транспортное средство, используемое для реализации напорного или тягового усилия посредством смонтированного на нем оборудования.

Буксируемые транспортные средства подразделяются:

  • на прицепы
  • на полуприцепы

Прицеп - это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, у которого вся вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса, и приспособленное для буксирования автомобилем.

Полуприцеп - это прицеп, который по своей конструкции предназначен для использования с седельным тягачом и часть полной массы которого передается на седельный тягач через се- дельно-сцепное устройство.

Характерным признаком подразделения автомобилей является их основное назначение. Он может служить для перевозки пассажиров или перевозки грузов (специального оборудования).

Пассажирский автомобиль - это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности. При этом пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя, называется легковым, а более девяти - автобусом.

Для перевозки грузов применяется грузовой автомобиль. Если шасси грузового автомобиля используется для перевозки специального оборудования (автокран, автовышка, буровая установка и т.п.), определенного груза (автоцистерна, автобетоносмеситель) или оборудовано средствами погрузки-разгрузки, то такой автомобиль относится к специальным.

Для перевозки грузов применяются также автомобили-тягачи и седельные тягачи, которые осуществляют свою функцию посредством буксирования прицепов и полуприцепов.

Имеются ряд промежуточных типов транспортных средств, характеризуемые какой-либо определенной особенностью. Так, например, одноэтажный автобус с числом мест для сидения не более 17, включая место водителя, называется микроавтобусом; автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и грузов, называется грузопассажирским; прицеп, предназначенный для использования в дорожных условиях во время стоянок в качестве мобильного жилого помещения, называется караваном.

Несмотря на такие уточнения типа транспортных средств, они все равно относятся к типам автобуса, грузового автомобиля и прицепа соответственно.

Классификация транспортных средств по категориям является более определенной в плане четкости разделения транспорта по критериям и соответствует «Сводной резолюции конструкции транспортных средств» ЕЭК ООН. Именно согласно данной классификации к транспортным средствам предъявляются требования международных нормативных правовых актов.

На категории транспортные средства делятся следующим образом:

  • категория L1 - двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 и максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L2 - трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L3 - мотоцикл - двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория L4 - мотоцикл с коляской - транспортное средство с тремя колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч (мотоциклы с коляской);
  • категория L5 - трицикл - транспортное средство с тремя колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория Ц6 - легкий квадрицикл - четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная расчетная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
    • при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
    • при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
    • при установке электродвигателя - номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;
  • категория L7 - квадрицикл - четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг - для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт;
  • категория М1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения;
  • категория М2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
  • категория М3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышет 5 т;
  • категория N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
  • категория N2 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
  • категория N3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т;
  • категория О1 - прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т;
  • категория О2 - прицепы, максимальная масса которых составляет более 0,75 т, но не превышает 3,5 т;
  • категория О3 - прицепы, максимальная масса которых составляет более 3,5 т, но не превышает 10 т;
  • категория О4 - прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.

В данной классификации имеется определенная трудность при уточнении требований, согласно которым транспортные средства категории М1 могут быть отнесены к категории Это может быть сделано при выполнении следующих условий:

  • число мест для сидения не превышает шести, при этом считается, что место для сидения имеется, если транспортное средство оборудовано «доступными» креплениями для сидений. Под «доступными» подразумеваются крепления, которые могут быть использованы для установки сидений. Для того чтобы крепления не были «доступными», изготовитель должен воспрепятствовать возможности их использования, например путем приваривания на них стыковых накладок или установки аналогичных неподвижно закрепленных деталей, которые не могут быть сняты с помощью обычных инструментов;
  • обеспечивается условие Р- (М + N 68) > N 68, где Р - технически допустимая масса транспортного средства, кг; М - масса транспортного средства в снаряженном состоянии, кг; N - число мест для сидения, помимо места водителя.

Поскольку 68 кг - средняя расчетная масса пассажира без багажа, последнее условие следует понимать таким образом: грузоподъемность транспортного средства должна более чем в два раза превышать массу всех находящихся на его борту пассажиров или максимальная разрешенная масса груза, находящегося на борту транспортного средства при полной загрузке его пассажирами, должна быть больше суммарной массы всех находящихся на его борту пассажиров.

Под технически допустимой максимальной массой понимается максимальная масса снаряженного транспортного средства с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.

При государственном техническом осмотре нередко возникают ситуации, когда необходимо определить соответствие между типами и категориями транспортных средств. Принадлежность категорий к основным типам транспортных средств, находящихся в регистрационной базе ГАИ МВД Республики Беларусь, представлены в таблице:

Таблица. Соответствие категорий типам транспортных средств

Тип транспортного средства

Примечания

Легковой автомо­биль М1
Автобус При максимальной массе не более 5 т
При максимальной массе более 5 т
Микроавтобус При пассажировместимости до 17 мест
Грузовой автомобиль При максимальной массе не более 3,5 т При максимальной массе более 3,5 т, но не более 12 т
При максимальной массе более 12 т
Тягач и седельный тягач
Грузопассажир­ский автомобиль Согласно классификации категории N
Прицеп и полуприцеп При максимальной массе не более 0,75 т При максимальной массе более 0,75 т, но не более 3,5 т
При максимальной массе более 3,5 т, но не более 10 т
При максимальной массе более 10 т
Мотоцикл При отсутствии коляски
При наличии коляски
Мотороллер При наличии двух колес
При наличии трех колес
Мотоколяска При максимальной массе до 400 кг
М1 При максимальной массе более 400 кг

Налоговым кодексом предусмотрены дифференцированные ставки транспортного налога в том числе для грузовых и легковых автомобилей. Однако проблема заключается в том, что далеко не всегда паспорт транспортного средства позволяет однозначно судить о типе ТС в целях исчисления транспортного налога.

Пунктом 1 ст. 361 Налогового кодекса предусмотрено, что ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в размерах, указанных в данной норме. В свою очередь, согласно соответствующей таблице различные ставки определены в том числе для:
- автомобилей легковых;
- мотоциклов и мотороллеров;
- автобусов;
- автомобилей грузовых;
- других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу.
Но при этом вопрос о том, по каким критериям транспортное средство следует относить к тому или иному типу, Налоговый кодекс не разъясняет.
Как разъясняют специалисты Минфина и ФНС, основываться в данном случае следует на сведениях, которые предоставляются органами, осуществляющими регистрацию ТС (Письмо Минфина России от 22 ноября 2007 г. N 03-05-06-04/42, ФНС России от 6 июля 2007 г. N 18-0-09/0204). И прежде всего в этом смысле, каким органом зарегистрировано ТС.
Так, согласно порядку регистрации транспортного средства, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938, здесь может быть два варианта. В соответствии с п. 2 данного документа все ТС, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в ГИБДД. В свою очередь, все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/ч и менее, - в Гостехнадзоре. Следовательно, если ТС налогоплательщика зарегистрировано в последнем, то ставку транспортного налога следует однозначно определять как для самоходного транспортного средства.
Если же за соответствующей услугой налогоплательщик обращался в ГИБДД, то еще необходимо разобраться, о каком именно автомототранспорте идет речь.

Наименование (тип ТС)

Согласно п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 Налогового кодекса, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств нужно руководствоваться:
- Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359;
- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII (далее - Конвенция).
Однако сами представители Минфина России, в свое время также ссылавшиеся на ОКОФ (Письмо ведомства от 28 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/16), еще в Письме от 22 ноября 2005 г. N 03-06-04-02/15 указали, что Классификатор для этих целей не подходит. Во-первых, он не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем ТС к категориям, предусмотренным Налоговым кодексом. Во-вторых, применять его допустимо лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении. Аналогичным образом Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17 июля 2007 г. N 2965/07 пришел к выводу, что ОКОФ предназначен для целей учета и статистики основных средств и не может применяться при расчете транспортного налога.

Обратите внимание! Президиум ВАС РФ в Постановлении от 18 сентября 2007 г. N 5336/07 указал, что если ТС зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, самоходным транспортным средством в целях исчисления транспортного налога оно признано быть не может. Поддерживают данную позицию и федеральные арбитражные суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 8 февраля 2012 г. по делу N А55-13540/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июля 2011 г. по делу N А81-5964/2010, ФАС Центрального округа от 23 ноября 2007 г. N А48-1328/06-08).

Обращаться в рассматриваемой ситуации, по мнению финансистов, все также нужно к сведениям, которые предоставляются органами, осуществляющими регистрацию ТС, а точнее к данным, отраженным в паспорте транспортного средства (Письмо Минфина России от 13 августа 2012 г. N 03-05-06-04/137). Именно ПТС является документом, действующим на территории Российской Федерации для учета и допуска к эксплуатации средств транспорта, регистрируемых в ГИБДД (Положение о паспортах транспортных средств, утв. Приказами МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 г., далее - Положение).
Так, в строке 3 ПТС "Наименование (тип ТС)" должна быть указана характеристика ТС, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран" и т.п. Соответствующими сведениями, по мнению чиновников, и необходимо руководствоваться, определяя категорию авто и ставку транспортного налога (Письма Минфина России от 19 марта 2010 г. N 03-05-05-04/05, от 1 июля 2009 г. N 03-05-06-04/105, ФНС России от 18 февраля 2008 г. N ШС-6-3/112@).

Марка, модель ТС

Строка 3 может и не содержать указание ни на "легковую", ни на "грузовую", ни на "автобусную" принадлежность ТС. Например, в ней может значиться: "санитарный автомобиль", "фургон", "фургон цельнометаллический", "грузо-пассажирский фургон", "инкассаторский" и т.д.
В этом случае, как следует из Письма Минфина России от 13 августа 2012 г. N 03-05-06-04/137, внимание следует обратить на строку 2 ПТС "Марка, модель ТС". Дело в том, что согласно с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и с п. 26 Положения в ней отражается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): "1" - легковой автомобиль, "2" - автобус, "3" - грузовой (бортовой), "7" - фургон, "9" - специальный транспорт. Однако очевидно, что, например, цифры 7 и 9 в указанном коде уже не позволяют определить тип ТС. Более того, если автомобиль иностранного производства, то такого цифрового шифра вообще не будет.

Помимо прочего, в строке 4 ПТС указывается категория авто. Всего таковых пять:
- A - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
- B - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
- C - автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
- D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
- прицеп - ТС, предназначенное для движения в составе с основным транспортным средством.
При этом перечисленные категории ТС соответствуют классификации авто, установленной Конвенцией. И в этом смысле расхожее убеждение, что B - это легковые автомобили, C - грузовые, а D - автобусы, по факту верно лишь приблизительно. В частности, к категории B в том числе относятся "механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (N 1)". С другой стороны, к категории C, действительно, в большинстве своем относятся именно грузовые автомобили. Это следует из Сравнительной таблицы категорий ТС по классификациям Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и Конвенции. Между тем именно в соответствии с данной Таблицей производится перевод категорий ТС, указываемых в одобрении типа транспортного средства (которое и подтверждает ПТС), в категории по классификации Конвенции (Письмо Минфина России от 13 августа 2012 г. N 03-05-06-04/137).
Таким образом, сама по себе та или иная категория ТС, указанная в паспорте транспортного средства, не позволяет однозначно судить о его типе в целях налогообложения. Однако очевидно, что она изрядно усложняет задачу по его определению, например, в ситуации, когда в ПТС отражен тип ТС "легковой" и одновременно категория C. В свое время в схожей ситуации, то есть когда данные ПТС не позволяют однозначно определить тип ТС в целях транспортного налога, представители Минфина предписывали обращаться за разъяснениями непосредственно в ГИБДД, в котором зарегистрировано транспортное средство, либо к заводу-изготовителю. Но, судя по разъяснениям финансистов от 28 октября 2013 г. N 03-05-06-04/45552, в этом более нет нужды. Как указали в них эксперты Минфина, если отраженная в ПТС категория не соответствует типу автомобиля, данное противоречие в силу п. 7 ст. 3 Налогового кодекса следует толковать в пользу налогоплательщика.

Марка машины - это базовое . Можно сказать, что это торговый знак, бренд. К примеру, мобильный телефон Nokia N8 - в этом случае Nokia - марка, а N8 - модель. Точно так же дело обстоит и с автомобилями. Марка Skoda, модель Yeti или Octavia. Марка машины часто определяет ее принадлежность к определенному ному концерну. Допустим, ВАЗ сделана на заводе АвтоВаз.

У каждой марки автомобиля есть модели, и не одна. Модель - это тип автомобиля (тип кузова), выпускающийся под определенной маркой. К примеру, Forester, Outback, Impreza, XV, BRZ, Legacy, Tribeca, WRX – модельный ряд марки Subaru. Можно провести аналогию с фамилией. В семье Ивановых есть Маша, Игорь, Алена и Степан. Все они носят одну фамилию, но у них разные имена. Так и в семействе Suzuki есть Swift, SX4 и Vitara.

Что скрывает название

Происхождение может быть разным. Это может быть аббревиатура - BMW как Bayerische Motoren Werke , что в переводе с немецкого означает «Баварские моторные заводы». Всем известный автомобиль Mercedes назвали в честь дочери главы представительства концерна Daimler во Франции. Если говорить о марке Mercedes подробно, стоит остановиться на названиях моделей. Все они носят в названии букву и цифру. Буква означает принадлежность к классу, цифра – объем двигателя (исключение составляют грузовые автомобили). Например, E320 или A180. Это значит, что тип кузова принадлежит к классу Е, а сам автомобиль имеет объем двигателя 3,2 литра. В другом примере тип кузова принадлежит к классу А и имеет объем двигателя 1,8 литра. Автомобили представительского класса обозначаются у Mercedes буквой S, «бюджетная» серия - буквой А.

Загадочные цифры

Есть марки автомобилей, модели которые носят в своем названии только цифры, например, у некоторых китайских производителей. Более того, там целый набор из цифр, и запомнить название этой модели может разве что менеджер по продажам в автосалоне. Некоторые автопроизводители указывают в названии марки машины цифрами последовательность производства – к примеру, Toyota Land Cruiser 80, 100, 200.

Если сзади на автомобиле находятся наклейки 4WD, AWD или знак 4*4, это значит что у автомобиля тип трансмиссии. Но поскольку сейчас все автоконцерны стремятся к индивидуальности, на крышке багажника можно увидеть совсем загадочные – TDSi (Ford) или JTD (Fiat), обозначающие дизельные двигатели.

При выборе машины необходимо изучить все плюсы и минусы автомобиля. Поищите информацию на популярных сайтах автомобильной тематики, на которых делятся опытом владельцы машин, и тестируют новинки профессионалы. Собрав всю необходимую информацию, вы можете вынести решение в пользу той или иной марки. Но в любом случае вы должны выбрать ту машину, которая понравилась именно вам.

Инструкция

Определитесь с той суммой, которую вы хотите потратить на автомобиль. Самой большой популярностью пользуются машины в ценовом диапазоне от 300 до 800 тыс. р. На эту сумму можно купить как новый , так и автомобиль с классом повыше. Среди новых машин за эти деньги можно найти модели у большинства корейских и японских производителей. Kia предлагает большой спектр машин от маленьких Piсanto и Rio до седанов Cerato и Magentis. Бюджетные и в тоже время практичные варианты можно найти у Suzuki. Экономичный и удобный в городе Swift, компактный SX4 с полноприводным вариантом.

Если вы выбираете между новой машиной и с пробегом за конкретную сумму, подумайте, что вы ждете от машины. Если вам нужен комфорт, престиж, и не пугает возможный дорогостоящий ремонт, берите автомобиль с пробегом немецкого автопрома. Если вы принципиально не хотите ездить на старой и готовы мириться с недостатками бюджетных машин (шумный салон и двигатель, отделка, несовершенная КПП), обратите внимание на японские и корейские машины. Но новая машина позволит вам несколько лет не думать о ремонте, если вы будете следить за ее техническим состоянием и вовремя проходить плановое ТО.

Есть марки машин, которые давно зарекомендовали себя как надежные, комфортные и с хорошими техническими характеристиками. Плюс эти марки имеют серьезное сервисное обслуживание, огромный выбор дополнительных услуг, доступную стоимость «расходников». При этом сам модельный ряд не такой большой и не часто меняется. Среди «европейцев» это Audi, WV, Skoda, Citroen. Хэдлайнерами японских марок считаются Toyota и Honda, американских – Cadillac.

Если вы ищите автомобиль бизнес-класса, обратите внимание на европейские марки. Как правило, такие машины имеют определенный статус. Седаны Mercedes , BMW, WV рассчитаны на людей с высоким достатком, для которых машина возможность показать деловым партнером свой доход, а значит и надежность. Естественно, в том случае, если машина новая. Среди японских марок выделяется Toyota c седаном Camry, Hundyi с новой Sonata.

Если вы не ставите целью показывать свое благосостояние, избегайте модных, но не очень надежных в техническом смысле машин: Range Rover (серьезные проблемы с электрикой), Opel (несовершенная АКПП). Да и в среднем классе есть машины, которые, несмотря на всю их привлекательность, как внешне, так и по цене, лучше не покупать. В первую очередь, это автомобили китайского производства, которые через пару лет просто разваливаются. Популярные корейские внедорожники Ssan Yong, привлекающие доступной ценой и максимальной комплектацией, требуют постоянного ремонта уже на первом году эксплуатации.

При покупке дорогой машины учитывайте ее содержание. Несложно купить престижную машину – система автокредитования доступна многим. Но затраты на ее содержание могут превышать ежемесячный платеж по кредиту. Как правило, автомобили бизнес-класса имеют мощные двигатели, и, соответственно, потребляют много бензина. При покупке машины необходимо будет установить серьезную сигнализацию и обязательно застраховать по КАСКО. Ведь такие машины всегда возглавляют список самых угоняемых машин, да и в случае аварии ремонт обойдется очень дорого. А если прибавить сюда еще прохождение обязательного ТО, годовая сумма содержания пафосного автомобиля будет совсем немаленькая.

Источники:

  • как правильно выбрать марку автомобиля

Выбрать себе подходящее по всем параметрам, соответствующее запросам авто очень сложно. Цена, объем двигателя, вместимость салона, багажника, тип коробки переключения передач, расход топлива, максимальная скорость – далеко не полный список особенностей транспортного средства, важных для покупателя. Но основой для выбора нужной марки и модели машины обычно являются финансовые и эргономические факторы.

Инструкция

Для начала обдумайте, какую сумму вы готовы потратить, осуществляя мечту об автомобиле. Решите, можете ли вы позволить себе дорогую, престижную марку. Нужна ли она вам? Такие машины обычно выбирают состоятельные люди, чтобы подчеркнуть свой социальный статус. Постарайтесь подойти к этому вопросу, исходя из своих возможностей и реальных потребностей.

Выделив нужную сууму из вашего бюджета, начните выбирать тип кузова авто. Для этого обдумайте, какую роль будет выполнять машина. Для частых поездок с дружной компанией или семьей смело можно приобретать минивэн (с англ. Minivan «небольшой фургон»). Этот легковой автомобиль обладает большой вместительностью для пассажиров (обычно три ряда сидений) и удобным расположением багажного отделения (совмещено с салоном).

Если транспортное средство будет служить для перевоза и пассажиров, и грузов, то лучше выбрать пикап (от англ. Pick-up - поднимать, отрывать, подвозить). Он представляет собой модификацию легкового автомобиля или внедорожника с открытой платформой грузоподъемностью до 1,5 т. Также встречаются варианты кузовов, совмещающие две функции. К примеру, микроавтобусы с грузопассажирской компоновкой и различные типы универсалов (фастбэки, хэтчбэки), имеющие возможность перевозить до 500 кг и 5 пассажиров. А в случае, когда вы планируете перевозить только тяжести, то покупайте грузовик или микрогрузовик (считается легковым автомобилем).

Для любителей езды по бездорожью и охотников вполне подойдут внедорожники. Те, кто не равнодушен к скорости, часто выбирают спорткары с кузовом купе (имеют две боковые двери и стесненные размеры задних посадочных сидений). А на кабриолете можно прокатиться с ветерком в жаркую погоду, откинув мягкую крышу. Если же вы сторонник классического стиля, то приобретайте седан (кузов с отдельным багажником и обычным моторным отсеком). Подобные автомобили подчеркнут вашу индивидуальность.

Выбрав марку, посетите салон. Там вам помогут выбрать модель автомобиля. Прислушайтесь к мнению менеджера, который расскажет про преимущества той или иной модели.

Покупка автомобиля является достаточно ответственным делом – неправильный выбор может не только принести разочарование, но и повлечь финансовые убытки. Чтобы покупка вызывала удовлетворение, необходимо учитывать достаточно несложные правила.


Если вам придется достаточно часто ездить на большие расстояния по загородным трассам, хорошим вариантом будет автомобиль С-класса. Это самые распространенные автомобили среднего класса – скоростные, экономичные, достаточно вместительные. Они отлично ведут себя на шоссе и неплохо чувствуют в городе.

В том случае, если вы житель сельской местности и вам часто придется ездить по плохим дорогам, или вы любите рыбалку и охоту и часто выезжаете за город, стоит подумать о приобретении кроссовера или полноценного внедорожника.

Выбор марки и модели автомобиля

На следующем этапе необходимо выбрать производителя автомобиля. Кто-то отдает предпочтение отечественным автомобилям, кого-то предпочитает иномарки. Стоит отметить, что многие иномарки сейчас собираются на российских заводах.

В чем преимущество российских автомобилей? Покупателей привлекает их относительно невысокая цена и дешевизна обслуживания. Запасные части стоят недорого, большинство видов ремонта можно выполнять самостоятельно.

Иномарки отличаются более высоким качеством и комфортом, но их ремонт стоит дороже. Многие виды ремонта выполняются только в автосервисе.

На выбор автомобиля, разумеется, влияет и сумма, которой вы располагаете. Планируя покупку, тратьте на автомобиль не более 80% запланированных на его приобретение средств. Остальные 20% уйдут на его дооборудование необходимыми аксессуарами, возможный ремонт (если автомобиль не новый) и т.д.

Выбор конкретной марки во многом зависит от вашего личного вкуса. Среди отечественных машин стоит присмотреться к продукции ОАО «АВТОВАЗ». Наиболее популярны на сегодняшний день Lada Granta, Lada Largus и Lada Kalina. Кроме того, неизменным спросом пользуются внедорожники Niva и Chevrolet Niva.

Среди иномарок, собираемых в России, внимания заслуживают Renault Logan, Hyundai Solaris, Toyota Camry, Chevrolet Cruze, кроссовер Renault Duster, внедорожник Nissan X-Trail.

Множество прекрасных автомобилей предлагают и зарубежные производители, подробную информацию о предлагаемых моделях всегда можно найти на сайтах дилеров. Покупая автомобиль, обязательно учитывайте чувства, которые он у вас вызывает. Машина должна нравиться – как внешне, так и во время движения. Если вы любите свою машину, то и она будет платить вам тем же и никогда не подведет вас в дороге.

Видео по теме