Продвижение технологического уровня. Итальянские войны и ренессанс в военном искусстве Броня была настолько дорогой, что её могли себе позволить лишь принцы и богатые благородные господа

Жорка26 09-10-2015 15:22

Давно интересуюсь оружием эпохи возрождения, еще со времен выхода сериала Борджиа и серии игр про Эцио Аудиторе. Ну это лирика. Интересна эта эпоха появлением новых тактик и стратегий ведения боя и появлением огнестрельного оружия, отказа от лат в пользу шпаг и много чем еще. Вот заинтересовал меня вопрос - а как должен был выглядеть меч в тот переходный период, когда его начали делать максимально легким и маневренным. Как выглядел "отец" рапиры? И первые рапиры как выглядели, без всех этих колец и чашек, которыми впоследствии стали обзаводится рапиры?

Arabat 09-10-2015 17:59

Ответить можно очень просто: первые рапиры были мечами.
Резкого перехода не было. Просто постепенно эфесы понемногу усложнялись, а клинок удлинялся и легчал. Ну, а более подробно это к Лису.

Поищите в инете мечи Колада и Сидона Сида. Увидите кое-что интересное.

Жорка26 09-10-2015 19:39

Я помню эти мечи, вещи полумифические. Но я говорю о мечах, которые стали тонкими и гибкими. Не меч с эфесом от проторапиры с кольцами для пальцев, а именно узкие клинки. Как они выглядели и их эфесы? Могу подругами сформулировать вопрос. Вот если где-то показан узкий меч с загнуть вниз гордой, защитным кольцом на эфесы и демонстрируя приемы фехтования как на рапирахи все это происходит во времена ренессанса или чуть позже, можно ли считать такой меч переходным? И сразу в догонку- а как такой меч-шпага должен был выглядеть?

Arabat 09-10-2015 19:44

Недавно где-то здесь проскальзывал меч с этакой тарелочкой (или кольцом?) отходящей с сторону от перекрестья. Тогда же,вроде, и говорили, что это и есть самый ранний этап перехода. Там же Лис говорил о самом переходе более подробно. Поищите. Автор темы, кажется, Ив.

Foxbat 09-10-2015 20:44

Учтите такой момент - поскольку эфесы делал один мастер, а клинки - другой, и собирал все вместе третий (ну, или четвертый, ибо еще один делал рукоятки), то можно найти очень разные мечи с одинаковыми эфесами - разные по весу, форме, ширине, рубяще-колющим свойствам, и пр... часто по просьбе конкретного заказчика.

Это так... чтобы еще больше запутать вопрос.

Но на деле - есть книги и Интернет, где все это отлично изложено.

В основном мече-подобные эфесы стояли на мече-подобных клинках - довольно широких и тяжелых, с ярко выраженными кромками.

Жорка26 09-10-2015 21:07

А как такие узкие европейские мечи назывались, какое слово в поиске вбивать?

Жорка26 09-10-2015 21:15

Читал эту тему, интересная. Но это мечи широкий, а меня интересуют узкие настолько, что раньше такого не было, после чего такая мода прижилась и породила явление шпага.

Foxbat 09-10-2015 21:17

Забейте в гугл 16th century sword - и будет Вам вагон счастья.

Можете также забить 16th century rapier.

Потом уже сможете спрашивать более конкретно.

Foxbat 09-10-2015 21:20

В 16 веке очень узких еще не было, в основном были как-бы "средние", в основном шириной 25-30мм по основанию. Более узкие появились уже в 17 веке.

Arabat 09-10-2015 21:46

quote: а меня интересуют узкие настолько, что раньше такого не было

Если вас интересуют "узкие настолько", то это будут уже полноценные рапиры с полноценным эфесом. Развитие эфесов шло с опережением. Тогда причем тут переходные формы?

Жорка26 09-10-2015 23:25

А при такой ширине могла быть длина лезвия МЕЧА 80 см.?

Foxbat 09-10-2015 23:43

При "такой" это при какой? 30мм?

У меня тут лежит тяпка, клинок 34мм у гарды, длина больше метра.

ЯРЛ 10-10-2015 07:49

quote: Ответить можно очень просто: первые рапиры были мечами

Или эстоками. На выбор господа!

ЯРЛ 10-10-2015 07:52

А оружие крестьянских войн Вас не интересует?

Arabat 10-10-2015 09:38

quote: Или эстоками. На выбор господа!

Нет. Не эстоками. Плавный переход от мечей к рапирам наблюдается, а от эстоков нет.

ЯРЛ 10-10-2015 16:05

Глубокоуважаемый господин


По вопросам рапир имеется моё ведение, с которым категорически не согласны гуру ИХО. И они правы.
Было два типа рапир. Первый тип, ранний, это укороченный эсток. Жёсткий и не гибкий клинок, который мог парировать удар уже более лёгкого меча и пробить уже более лёгкий доспех.
И гибкая рапира появившаяся, когда меч сменила гибкая (пружина) шпага.
Но боевое ХО долго не живёт и не особенно красиво. На гравюрах оружие стилизованно, музейные экспонаты обязательно красивы и возможно сделаны для украшения. Споры, что такое боевые рапиры на самом деле идут давно.
С уважением.

Foxbat 10-10-2015 16:16

О, боже! Неужели опять всплыла всеми забытая "гибкая рапира"? Я уже надеялся, что мы ее пережили, как корь.

И да, эсток - совсем другое оружие, связь с рапирой только в том, что у обоих - длинный клинок. Арабат совершенно прав. Внешние сходства в эфесах не должны нас смущать, ибо мода часто была одна для всего.

Например, известный чашечный эфес ставился и на супер-узкие рапирные клинки, и на очень широкие, рубящие, откровенно мечевые.

ЯРЛ 10-10-2015 17:03

quote: Неужели опять всплыла всеми забытая "гибкая рапира"?

Господин
Так рапира жёсткая или гибкая?
С уважением.

Foxbat 10-10-2015 17:20

В рапире однозначно ценится жесткость, а уж как получилось - вопрос второй.

ЯРЛ 10-10-2015 17:29

Благодарю!

Foxbat 10-10-2015 18:14

В идеале клинок рапиры должен быть как лазерный луч - легкий, и негнущийся.

Arabat 10-10-2015 18:24

А как же эти легенды про толедские клинки, которые продавались согнутыми в кольцо?

WLDR 10-10-2015 18:25

А то что гибкое-это федеры. Это клины для спаринга.

Arabat 10-10-2015 20:02

То есть, сначала мы создаем легенду и способствуем ее широкому распространению. А потом начинаем впаривать доверчивым покупателям заведомую хрень? Можно, конечно, были недавно примеры. Однако в те времена не все покупатели просто на стенку вешали, некоторые и использовать пытались. Подобные любители впаривания, вполне могли потом и по шее получить, очень даже чувствительно.

Жорка26 10-10-2015 20:50

А о каком "парировать удар уже более лёгкого меча и пробить уже более лёгкий доспех" вы говорите? Мне вот интересен больше тот самый меч, чем рапира или шпага, так как она уже сформированный как класс оружие. Меня же интересует до какой степени меч может быть коротким и узким, чтоб продолжать именоваться таковым, а не шпагой/рапирой

Arabat 10-10-2015 20:54


А хрен его знает. Соответствующих лингвистических исследований никто не проводил. С оружейной терминологией в России вообще темный лес и полная анархия. В одной нашей дореволюционной еще энциклопедии с военным, между прочем, уклоном, та самая Колада именуется шпагой.
С другой стороны мечом могут именовать любую хрень. Не только японскую катану (это еще куда ни шло), но и китайское да-дао, а это, вообще уже чистый бердыш. Ну, или на худой конец гиперсовня.
Короче, если кто полагает, что это шпага, то пишет шпага, а, если вообще не знает, как обозвать, то меч.

WLDR 10-10-2015 21:22

впаривать доверчивым

Зачем хрень?
Все честно. Вот мечи для гнутья, а вот-для использования. Топоры -в отделе сад и огород.

Как тут впарить? Все же очевидно.
Тем более для того, кто по шее способен надавать.
А жаждущим чуда-пожалуйста, чудо-сабля.
Гнется в кольцо и в любую удобную фигуру.
Покупатель всегда прав.

Жорка26 10-10-2015 22:58

А еще есть глефы и боевые косы, а некоторые китайские сабли можно именовать фальшионами, кому как нравится.

ЯРЛ 11-10-2015 08:09

quote: Меня же интересует до какой степени меч может быть коротким и узким, чтоб продолжать именоваться таковым, а не шпагой/рапирой

Акинак - меч, и узкий и короткий!

ЯРЛ 11-10-2015 15:40


Узкий это ромб приближающийся к квадрату. И смотря что Вы хотите этим мечом делать? Если только колоть, то хватит ромба, приближающегося к квадрату, вписывающегося в окружность большого палца руки или на худой конец большого пальца ноги. А вот если рубить то нужно что то типа лезвия, даже если ромб с поднутрением и кромка острая, как у шабера, то прорубит, но глубоко не влезет.
Кстати посмотрите кабаньи или охотничьи мечи. И кололи и кончиком можно рубануть и рассечь.
https://www.google.ru/search?h...&lr=&gws_rd=ssl

Жорка26 11-10-2015 16:25

Я говорю о мечах, который уже не такой широкий как у викингов, но не тонкий как шпага. С шириной 30 мм. и длиной до 80 см. с загнутой вниз гордой

Foxbat 11-10-2015 17:14

Ну, так а чего о них говорить? Что, конкретно, там покрыто тайной?

В чем вопрос?

Жорка26 11-10-2015 17:55

Как выглядил такой клинок? Нужны снимки исторических образцов и не идеализированных иконографии. Хочется понять были ли такие мечи и на что они были способны

Foxbat 11-10-2015 20:30

Дык... какой поставили, так и выглядит. Я ведь каждый раз говорю - не было законов. Скорее всего линзовидный широкий, с разными канавками. До 30мм и 80см это более из категории коротких мечей, боевые были крупнее.

Короткие в основном носились как вспомогательное оружие, когда боевое - в лом. Например, есть категория riding sword - человек в дорогу брал нечто более удобное, чтобы пендулина громадная не болталась. Эти тоже в таком примерно габарите.

Arabat 11-10-2015 20:37

Именно. Не было законов. В одно и то же время были и пошире и поуже, подлиннее и покороче. Говорить можно лишь в среднем.
Это надо не один конкретный экземпляр смотреть, а набрать кучу разных к одному времени относящихся и поглядеть, что там в среднем выходит.

  • Перевод

Немецкая броня XVI века для рыцаря и коня

Область оружия и брони окружена романтическими легендами, чудовищными мифами и широко распространёнными заблуждениями. Источниками их часто является недостаток знания и опыта общения с настоящими вещами и их историей. Большинство из этих представлений абсурдны и не основаны ни на чём.

Возможно, одним из самых печально известных примеров будет мнение, что «рыцарей на коней нужно было сажать краном», что является настолько абсурдным, насколько и распространённым мнением, даже среди историков. В других случаях некоторые технические детали, которые не поддаются очевидному описанию, стали объектом страстных и фантастических в своей изобретательности попыток объяснения их назначения. Среди них первое место, по-видимому, занимает упор для копья, выступающий с правой стороны нагрудника.

Следующий текст попытается исправить самые популярные заблуждения, и ответить на вопросы, часто задаваемые во время туров по музеям.

Заблуждения и вопросы о броне

1. Броню носили лишь рыцари

Это ошибочное, но распространённое мнение, вероятно, вытекает из романтического представления о «рыцаре в сверкающих доспехах», картине, которая сама по себе служит причиной дальнейших заблуждений. Во-первых, рыцари редко сражались поодиночке, а армии в средние века и в эпоху Возрождения не состояли полностью из конных рыцарей. Хотя рыцари и были преобладающей силой большинства этих армий, их неизменно – и с течением времени всё сильнее – поддерживали (и противостояли им) пехотинцы, такие как лучники, пикинёры, арбалетчики и солдаты с огнестрельным оружием. В походе рыцарь зависел от группы слуг, оруженосцев и солдат, осуществлявших вооружённую поддержку и следившую за его лошадьми, бронёй и другим оборудованием, не говоря уже о крестьянах и ремесленниках, делавших феодальное общество с существованием воинского класса возможным.


Броня для рыцарского поединка, конец XVI века

Во-вторых, неверно полагать, что каждый благородный человек был рыцарем. Рыцарями не рождались, рыцарей создавали другие рыцари, феодальные лорды или иногда священники. И при некоторых условиях люди неблагородного происхождения могли быть посвящены в рыцарство (хотя рыцари часто считались низшим разрядом знати). Иногда наёмники или гражданские, воевавшие как обычные солдаты, могли быть посвящены в рыцари из-за демонстрации чрезвычайной отваги и мужества, а позднее рыцарство стало возможным приобрести за деньги.

Иными словами, возможность носить доспехи и сражаться в доспехах не была прерогативой рыцарей. Пехотинцы из наёмников, или группы солдат, состоявшие из крестьян, или бюргеры (городские жители) также принимали участие в вооруженных конфликтах и соответственно защищали себя доспехами разного качества и размера. В самом деле, бюргеры (определённого возраста и выше определённого дохода или достатка) в большинстве городов средневековья и Возрождения обязаны были – часто по закону и декретам – покупать и хранить своё собственное оружие и доспехи. Обычно это не был целиковый доспех, но, по крайней мере, в него входил шлем, защита тела в виде кольчуги, тканевые доспехи или нагрудник, а также оружие – копьё, пика, лук или арбалет.


Индийская кольчуга XVII века

В военное время это народное ополчение обязано было защищать город или исполнять военные обязанности для феодальных лордов или союзнических городов. В течение XV века, когда некоторые богатые и влиятельные города начали становиться более независимыми и самонадеянными, даже бюргеры организовывали свои собственные турниры, на которых они, разумеется, носили доспехи.

В связи с этим не каждую деталь доспеха когда-либо носил рыцарь, и не каждый человек, изображённый в доспехах, будет рыцарем. Человека в доспехах корректнее будет называть солдатом или человеком в доспехах.

2. Женщины в старину никогда не носили доспехов и не сражались в битвах

В большинстве исторических периодов существуют свидетельства о женщинах, принимавших участие в вооружённых конфликтах. Есть доказательства того, как благородные леди превращались в военных командующих, например, Жанна де Пентьевр (1319–1384). Есть редкие отсылки к женщинам из низшего общества, встававших «под ружьё». Существуют записи, что женщины сражались в доспехах, но никаких иллюстраций того времени на эту тему не сохранилось. Жанна д’Арк (1412–1431), пожалуй, будет самым известным примером женщины-воительницы, и есть свидетельства, что она носила доспехи, заказанные для неё французским королём Карлом VII. Но до нас дошла лишь одна небольшая иллюстрация с её изображением, сделанная при её жизни, на которой она изображена с мечом и знаменем, но без доспехов. Тот факт, что современники воспринимали женщину, командующую армией, или даже носящую доспехи, как нечто, достойное записи, говорит о том, что это зрелище было исключением, а не правилом.

3. Броня была настолько дорогой, что её могли себе позволить лишь принцы и богатые благородные господа

Эта идея могла родиться из того факта, что большая часть выставляемых в музеях доспехов является оборудованием высокого качества, а большая часть доспехов попроще, принадлежавших простым людям и низшим из благородных, была спрятана в хранилищах или утеряна в веках.

Действительно, за исключением добычи доспехов на поле брани или выигрыша в турнире, приобретение брони было очень дорогим предприятием. Однако, поскольку существуют различия в качестве доспехов, должны были существовать и различия в их стоимости. Доспехи низкого и среднего качества, доступные бюргерам, наёмникам и низшему дворянству можно было купить в готовом виде на рынках, ярмарках и в городских магазинах. С другой стороны, существовали и доспехи высшего класса, изготовляемые на заказ в имперских или королевских мастерских и у знаменитых немецких и итальянских оружейников.


Доспехи короля Англии Генриха VIII, XVI век

Хотя до нас дошли примеры стоимости доспехов, оружия и оборудования в некоторые из исторических периодов, очень сложно перевести историческую стоимость в современные аналоги. Ясно, однако, что стоимость доспехов варьировалась от недорогих низкокачественных или устаревших, бывших в употреблении вещей, доступных гражданам и наёмникам, до стоимости полных доспехов английского рыцаря, которая в 1374 году оценивалась в £16. Это был аналог стоимости 5-8 лет аренды дома торговца в Лондоне, или трёх лет зарплаты опытного работника, а цена одного только шлема (с забралом, и вероятно, с бармицей) была больше, чем цена коровы.

На верхнем конце шкалы можно найти такие примеры, как большой комплект доспехов (основной комплект, который при помощи дополнительных предметов и пластин можно было адаптировать для различного применения, как на поле брани, так и в турнире), заказанный в 1546 году немецким королём (позднее – императором) для своего сына. По выполнению этого заказа за год работы придворный оружейник Йёрг Зойзенхофер из Инсбрука получил невероятную сумму в 1200 золотых монет, эквивалентную двенадцати годовым зарплатам старшего придворного чиновника.

4. Броня чрезвычайно тяжела и сильно ограничивает подвижность её носителя.


Спасибо за наводку в комментариях к статье

Полный комплект боевых доспехов обычно весит от 20 до 25 кг, а шлем – от 2 до 4 кг. Это меньше, чем полная экипировка пожарного с кислородным оборудованием, или того, что современным солдатам приходится носить на себе в бою с девятнадцатого века. Более того, в то время, как современное оборудование обычно свисает с плеч или пояса, вес хорошо подогнанных доспехов распределён по всему телу. Только к XVII веку вес боевых доспехов сильно увеличили, чтобы сделать их пуленепробиваемыми, из-за повышения точности огнестрельного оружия. При этом полная броня стала встречаться всё реже, и только важные части тела: голова, торс и руки были защищены металлическими пластинами.

Мнение о том, что ношение лат (оформившихся к 1420-30) сильно уменьшало мобильность воина, не соответствует истине. Снаряжение лат было сделано из отдельных элементов для каждой конечности. Каждый элемент состоял из металлических пластинок и пластин, соединённых подвижными заклёпками и кожаными ремнями, что позволяло совершать любые движения без ограничений, накладываемых жёсткостью материала. Распространённое представление о том, что человек в доспехах едва мог двигаться, а упав на землю, не мог подняться, не имеет оснований. Наоборот, исторические источники рассказывают о знаменитом французском рыцаре Жане II ле Менгре по прозвищу Бусико (1366–1421), который, будучи облачённым в полные доспехи, мог, схватившись за ступени приставной лестницы снизу, с обратной её стороны, взбираться по ней при помощи одних рук. Более того, есть несколько иллюстраций средних веков и эпохи Возрождения, на которых солдаты, оруженосцы или рыцари, в полных доспехах, взбираются на лошадей без посторонней помощи или каких-либо приспособлений, без лестниц и кранов. Современные эксперименты с настоящими доспехами XV и XVI веков и с их точными копиями показали, что даже нетренированный человек в правильно подобранной броне может залезть и слезть с лошади, сидеть или лежать, а потом вставать с земли, бегать и двигать конечностями свободно и без неудобств.

В некоторых исключительных случаях доспехи были очень тяжёлыми или держали носящего их человека практически в одной позе, например, в некоторых типах турниров. Турнирные доспехи делались для особых случаев и носились ограниченное время. Человек в доспехах тогда поднимался на лошадь при помощи оруженосца или небольшой лесенки, а последние элементы лат могли быть надеты на него уже после того, как он устраивался в седле.

5. Рыцарей приходилось сажать в седло при помощи кранов

Это представление, судя по всему, появилось в конце девятнадцатого века в качестве шутки. Она вошла в популярную беллетристику в последующие десятилетия, и эта картина в итоге была увековечена в 1944 году, когда Лоуренс Оливье использовал её в своём фильме «Король Генрих V», несмотря на протесты советников по истории, среди которых был такой выдающийся авторитет, как Джеймс Манн, главный оружейник Лондонского Тауэра.

Как указано выше, большая часть доспехов была достаточно лёгкой и гибкой для того, чтобы не сковывать носителя. Большинство людей в доспехах должны были без проблем суметь поставить одну ногу в стремя и оседлать коня без посторонней помощи. Табурет или помощь оруженосца ускорили бы этот процесс. Но кран был абсолютно не нужен.

6. Как люди в доспехах ходили в туалет?

Один из самых популярных вопросов, особенно среди молодых посетителей музея, к сожалению, не имеет точного ответа. Когда человек в доспехах не был занят в битве, он занимался тем же, чем занимаются люди и сегодня. Он прошёл бы в туалет (который в средние века и в эпоху Возрождения называли уборной или отхожим местом) или в другое уединённое место, снимал соответствующие части доспехов и одежды и предавался зову природы. На поле битвы всё должно было происходить иначе. В этом случае ответ нам неизвестен. Однако, нужно учесть, что желание сходить в туалет в пылу битвы было, скорее всего, в конце списка приоритетов.

7. Военный салют произошёл от жеста поднятия забрала

Некоторые считают, что военное приветствие появился во времена Римской республики, когда убийство по заказу было в порядке вещей, и гражданам при приближении к чиновникам необходимо было поднимать правую руку, чтобы показать, что в ней не скрыто оружие. Более распространено мнение, что современный военный салют пришёл от людей в доспехах, поднимавших забрала шлемов перед приветствием своих товарищей или лордов. Это жест позволял узнать человека, а также делал его уязвимым и одновременно демонстрировал, что в его правой руке (в которой обычно держали меч) не было оружия. Всё это были знаки доверия и добрых намерений.

Хотя эти теории звучат интригующе и романтично, доказательств того, что военный салют произошёл именно от них, практически нет. Что касается римских обычаев, практически невозможно было бы доказать, что они продержались пятнадцать столетий (или были восстановлены во время эпохи Возрождения), и привели к современному военному салюту. Также нет прямых подтверждений теории с забралом, хотя она и более поздняя. Большинство военных шлемов после 1600 уже не оснащалось забралами, а после 1700 на европейских полях сражений шлемы уже редко кто носил.

Так или иначе, военные записи Англии XVII века отражают, что «формальным актом приветствия было снятие головного убора». К 1745 году английский полк Колдстримская гвардия, судя по всему, усовершенствовал эту процедуру, переделав её в «прикладывание руки к голове и поклон при встрече».


Колдстримская гвардия

Эту практику адаптировали и другие английские полки, а потом она могла распространиться и в Америку (во время Войны за независимость) и континентальную Европу (во время наполеоновских войн). Так что правда может находиться где-то посередине, в которой военный салют произошёл от жеста уважения и вежливости, параллельно с гражданской привычкой приподнимать или касаться края шляпы, возможно с комбинацией обычая воинов показывать невооружённую правую руку.

8. Кольчуга – «chain mail» или «mail»?


Немецкая кольчуга XV века

Защитное одеяние, состоящее из переплетённых колец, по-английски должна правильно называться «mail» или “mail armor”. Общепринятый термин «chain mail» – это современный плеоназм (лингвистическая ошибка, означающее использование большего количества слов, чем это необходимо для описания). В нашем случае «chain» (цепь) и «mail» описывают объект, состоящий из последовательности переплетённых колец. То есть, термин “chain mail” просто повторяет одно и то же дважды.

Как и в случае других заблуждений, корни этой ошибки следует искать в XIXвеке. Когда те, кто начинал изучать доспехи, смотрели на средневековые картины, они замечали, как им казалось, множество разных типов доспехов: кольца, цепи, браслеты из колец, чешуйчатая броня, небольшие пластины и т.п. В результате всю старинную броню именовали «mail», различая её только по внешнему виду, откуда и появились термины “ring-mail”, “chain-mail”, “banded mail”, “scale-mail”, “plate-mail”. Сегодня же принято считать, что большинство из этих разных изображений были лишь различными попытками художников правильно отобразить поверхность того типа брони, которую сложно запечатлеть на картине и в скульптуре. Вместо изображения отдельных колец, эти детали были стилизованы при помощи точек, штрихов, закорючек, кружочков и прочего, что и привело к ошибкам.

9. Сколько времени уходило на изготовление полного доспеха?

Однозначно ответить на вопрос сложно по многим причинам. Во-первых, не сохранились доказательства, способные нарисовать полную картину для любого из периодов. Примерно с XV века сохранились разрозненные примеры того, как заказывали доспехи, сколько времени занимали заказы, и сколько стоили различные детали доспехов. Во-вторых, полный доспех мог состоять из частей, сделанных различными оружейниками с узкой специализацией. Части брони могли продаваться в недоделанном виде, а затем за определённую сумму подгоняться по месту. Наконец, дело осложнялось региональными и национальными различиями.

В случае немецких оружейников большинство мастерских контролировалось строгими правилами гильдии, ограничивавшими количество учеников, и тем самым контролировавшими количество предметов, которые мог произвести один мастер и его мастерская. В Италии, с другой стороны, не существовало подобных ограничений, и мастерские могли расти, что улучшало скорость создания и количество продукции.

В любом случае стоит иметь в виду, что производство брони и оружия процветало в средние века и в эпоху Возрождения. Оружейники, изготовители клинков, пистолетов, луков, арбалетов и стрел присутствовали в любом большом городе. Как и сейчас, их рынок зависел от спроса и предложения, и эффективная работа была ключевым параметром успеха. Распространённый миф о том, что изготовление простой кольчуги отнимало несколько лет – это чепуха (но нельзя отрицать, что изготовление кольчуг было очень трудозатратным).

Ответ на этот вопрос получается простым и неуловимым одновременно. Время изготовления брони зависело от нескольких факторов, например, от заказчика, от того, кому было поручено изготовление заказа (количество людей в производстве и занятость мастерской другими заказами), и качества доспехов. Два знаменитых примера послужат нам иллюстрацией.

В 1473 году Мартин Рондель , возможно, итальянский оружейник, работавший в Брюгге, называвший себя «оружейником господина моего бастарда Бургундского», писал своему английскому клиенту, сэру Джону Пастону. Оружейник ставил сэра Джона в известность, что он может выполнить запрос на изготовление доспехов, как только английский рыцарь сообщит, какие части костюма ему потребны, в каком виде, и срок, к которому доспех должен быть завершён (к сожалению, оружейник не указал возможных сроков). В придворных мастерских производство доспехов для высших особ, судя по всему, отнимало больше времени. У придворного оружейника Йёрга Зойзенхофера (с небольшим числом помощников), изготовление брони для лошади и больших доспехов для короля заняло, судя по всему, более года. Заказ был сделан в ноябре 1546 года королём (позже – императором) Фердинандом I (1503–1564) для себя и своего сына, и был выполнен в ноябре 1547. Нам неизвестно, работал ли Зойзенхофер и его мастерская в это время над другими заказами.

10. Детали брони - опора для копья и гульфик

Две детали лат больше других распаляют воображение общественности: одна из них описывается, как «та штука, торчащая справа от груди», а вторая упоминается после приглушённого хихиканья, как «та штука между ног». В терминологии оружия и доспехов они известны как опора для копья и гульфик.

Опора для копья появилась вскоре после появления сплошной грудной пластины в конце XIV века и существовала, пока не начали исчезать сами доспехи. В противоположность буквальному значению английского термина «lance rest» (стойка для копья), её главным предназначением не было принятие на себя веса копья. На самом деле она использовалась для двух целей, которые лучше описываются французским термином «arrêt de cuirasse» (ограничение копья). Она позволяла верховому воину крепко держать копьё под правой рукой, ограничивая его от соскальзывания назад. Это позволяло стабилизировать копье и балансировать им, что улучшало прицел. Кроме того, общий вес и скорость лошади и седока передавались на острие копья, что делало это оружие очень грозным. Если по цели попадали, опора для копья работала ещё и поглотителем удара, предотвращая «выстрел» копья назад, и распределяя удар по грудной пластине по всей верхней части туловища, а не только по правой руке, запястью, локтю и плечу. Стоит отметить, что на большинстве боевых доспехов опора для копья могла складываться вверх, чтобы не мешать подвижности руки, держащей меч, после того, как воин избавился от копья.

История бронированного гульфика тесно связана с его побратимом в гражданском мужском костюме. С середины XIV века верхняя часть мужской одежды начала укорачиваться так сильно, что перестала прикрывать промежность. В те времена штанов ещё не изобрели, и мужчины носили леггинсы, пристёгнутые к нижнему белью или поясу, и промежность была скрыта за полой, приделанной к внутренней части верхнего края каждой из штанин леггинсов. В начале XVI века эту полу стали набивать и визуально увеличивать. И гульфик остался деталью мужского костюма до конца XVI века. На доспехах гульфик как отдельная пластина, защищающая гениталии, появилась во втором десятилетии XVI века, и оставалась актуальной до 1570-х. Она имела толстую подкладку внутри и присоединялась к броне в центре нижнего края рубахи. Ранние разновидности имели форму чаши, но благодаря влиянию гражданского костюма она постепенно преобразилась в направленную вверх форму. Её обычно не использовали при езде на лошади, поскольку, во-первых, она бы мешала, а во-вторых, бронированная передняя часть боевого седла предоставляла достаточную защиту промежности. Поэтому гульфик обычно использовался для брони, предназначенной для пеших сражений, как в войне, так и на турнирах, и, несмотря на некую ценность в качестве защиты, не в меньшей степени он использовался и из-за моды.

11. Носили ли викинги рога на шлемах?


Один из самых устойчивых и популярных образов средневекового воина – образ викинга, который мгновенно можно распознать по шлему, оборудованному парой рогов. Однако, есть очень мало доказательств того, что викинги вообще когда-либо использовали рога для украшения шлемов.

Самым ранним примером украшения шлема парой стилизованных рогов служит небольшая группа шлемов, дошедшая до нас из кельтского бронзового века, найденных в Скандинавии и на территории современных Франции, Германии и Австрии. Эти украшения были сделаны из бронзы и могли принимать форму двух рогов или плоского треугольного профиля. Эти шлемы датируются XII или XI веком до н.э. Через две тысячи лет, с 1250 года, пары рогов обрели популярность и в Европе и оставались одним из самых часто используемых геральдических символов на шлемах для битвы и турниров в средние века и в эпоху Возрождения. Легко видеть, что два указанных периода не совпадают с тем, что обычно связывают со скандинавскими рейдами, проходившими с конца VIII по конец XI веков.

Шлемы викингов обычно были коническими или полусферическими, иногда сделанными из цельного куска металла, иногда из сегментов, скреплённых полосами (Spangenhelm).

Многие такие шлемы оборудовались и защитой лица. Последняя могла принимать форму металлического бруска, закрывающего нос, или лицевого листа, состоящего из защиты носа и двух глаз, а также верхней части скул, или же защиты всего лица и шеи в виде кольчуги.

12. Броня стала не нужна из-за появления огнестрельного оружия

В общем и целом, постепенный упадок брони происходил не из-за появления огнестрельного оружия, как такового, а из-за его постоянного улучшения. Поскольку первое огнестрельное оружие появилось в Европе уже в третьей декаде XIV века, а постепенный упадок брони не был отмечен вплоть до второй половины XVII века, броня и огнестрельное оружие существовали вместе более 300 лет. В течение XVI века предпринимались попытки изготовить пуленепробиваемую броню, либо путём усиления стали, либо через утолщение доспехов или добавления отдельных усиливающих деталей сверху обычной брони.


Немецкая пищаль конца XIV века

Наконец, стоит отметить, что броня так и не сошла полностью на нет. Повсеместное использование шлемов современными солдатами и полицией доказывает, что броня, хотя и поменяла материалы, и, возможно, потеряла часть важности, всё ещё является необходимой частью военного оборудования во всём мире. Кроме того, защита туловища продолжала существовать в виде экспериментальных грудных пластин во время американской гражданской войны, пластин лётчиков-стрелков во Второй мировой войне и пуленепробиваемых жилетов современности.

13. Размер брони говорит о том, что в Средние века и в эпоху Возрождения люди были меньше

Медицинские и антропологические исследования показывают, что средний рост мужчин и женщин с веками постепенно увеличивался, и этот процесс, благодаря улучшению диеты и здоровья общества, за последние 150 лет ускорился. Большинство дошедших до нас доспехов XV и XVI веков подтверждают эти открытия.

Однако, при составлении таких общих выводов на основе доспехов, необходимо рассмотреть множество факторов. Во-первых, полная и однородная ли это броня, то есть, все ли части шли друг с другом, тем самым давая правильное впечатление о её изначальном хозяине? Во-вторых, даже высококачественная броня, сделанная на заказ для конкретного человека, может дать приблизительное представление о его росте, с погрешностью до 2-5 см, поскольку перекрытие защит низа живота (рубаха и набедренные щитки) и бёдер (набедренники) можно прикинуть лишь приблизительно.

Доспехи встречались всех форм и размеров, в том числе, доспехи для детей и юношей (в отличие от взрослых), и существовали даже доспехи для карликов и гигантов (часто встречавшихся при Европейских дворах в качестве «диковин»). Кроме того, необходимо учитывать и другие факторы, такие, как разница в среднем росте между северными и южными европейцами, или просто тот факт, что всегда были необычно высокие или необычно низкие люди, если их сравнивать со средними современниками.

Среди известных исключений есть и примеры у королей, такие, как Франциск I, король Франции (1515–47), или Генрих VIII, король Англии (1509–47). Рост последнего составлял 180 см, о чём сохранились свидетельства современников, и что можно проверить благодаря полудюжине его доспехов, дошедших до нас.


Броня немецкого герцога Иоганна Вильгельма, XVI век


Броня императора Фердинанда I, XVI век

Посетители Metropolitan Museum могут сравнить немецкие доспехи, датируемые 1530 годом, и боевую броню императора Фердинанда I (1503–1564), датируемую 1555 годом. Обе брони не полны, и размеры их владельцев даются лишь примерно, но всё же разница в размерах поражает. Рост владельца первых доспехов составлял, видимо, порядка 193 см, а обхват груди – 137 см, в то время как рост императора Фердинанда не превышал 170 см.

14. Мужская одежда запахивается слева направо, потому что изначально так закрывалась броня.

Теория этого утверждения состоит в том, что некоторые ранние формы брони (защита из пластин и бригантина XIV и XV веков, армет - закрытый кавалерийский шлем XV-XVI века, кираса XVI века) были сконструированы так, что левая сторона накладывалась на правую, чтобы не дать проникнуть удару меча противника. Поскольку большинство людей – правши, большинство проникающих ударов должны были прийти слева, и, при удачном раскладе, должны были скользнуть по броне через запах и направо.

Теория убедительная, но не существует достаточных доказательств того, что современная одежда была подвержена прямому влиянию подобной брони. Кроме того, хотя теория защиты брони может быть правдивой для средних веков и эпохи Ренессанса, некоторые примеры шлемов и нательных доспехов запахиваются в другую сторону.

Заблуждения и вопросы по режущему оружию


Меч, начало XV века


Кинжал, XVI век

Как и в случае с бронёй, не все, кто носил меч, были рыцарями. Но идея о том, что меч – прерогатива рыцарей, не так уж далека от истины. Обычаи или даже права носить меч изменялись в зависимости от времени, места и законов.

В средневековой Европе мечи были главным оружием рыцарей и всадников. В мирные времена носить мечи в общественных местах имели право лишь лица благородного происхождения. Поскольку в большинстве мест мечи воспринимались как «оружие войны» (в отличие от тех же кинжалов), крестьяне и бюргеры, не принадлежавшие к классу воинов средневекового общества, не могли носить мечи. Исключение из правила делали для путешественников (граждан, торговцев и пилигримов) из-за опасностей путешествия по суше и морю. В стенах большинства средневековых городов ношение мечей было запрещено всем – иногда даже и благородным – по крайней мере, в мирные времена. Стандартные правила торговли, часто присутствовавшие на церквях или ратушах, часто также включали примеры разрешённой длины кинжалов или мечей, которые можно было беспрепятственно носить в пределах городских стен.

Без сомнения, именно эти правила породили представление о том, что меч является эксклюзивным символом воина и рыцаря. Но из-за социальных перемен и новых техник боя, появившихся в XV и XVI веках, для граждан и рыцарей стало возможным и допустимым ношение более лёгких и тонких потомков мечей – шпаг, в качестве ежедневного оружия для самозащиты в общественных местах. И до начала XIX века шпаги и небольшие мечи стали непременным атрибутом одежды Европейского джентльмена.

Распространено мнение, что мечи средних веков и эпохи Возрождения были несложными инструментами грубой силы, очень тяжёлыми, а в результате, не поддающимися обращению для «обычного человека», то есть, весьма неэффективным оружием. Причины этих обвинений легко понять. Из-за редкости сохранившихся экземпляров мало кто из людей держал в руках настоящий меч средних веков или эпохи Возрождения. Большинство таких мечей было добыто в раскопках. Их ржавый сегодняшний вид легко может создать впечатление грубости – словно сгоревший автомобиль, потерявший все признаки былого величия и сложности.

Большинство настоящих мечей средних веков и эпохи Возрождения говорят о другом. Одноручный меч обычно весил 1-2 кг, и даже большой двуручный «военный меч» XIV-XVI веков редко весил более 4,5 кг. Вес лезвия был уравновешен весом рукояти, и мечи были лёгкие, сложные и иногда очень красиво украшенные. Документы и картины показывают, что такой меч в опытных руках можно было использовать с ужасной эффективностью, от отсекания конечностей до проникновения сквозь броню.


Турецкая сабля с ножнами, XVIII век


Японская катана и короткий меч вакидзаси, XV век

У мечей и некоторых кинжалов, как Европейских, так и азиатских, и оружия из исламского мира, часто на лезвии присутствует один или несколько желобков. Заблуждения об их предназначении привели к появлению термина «кровосток». Утверждается, что эти желобки ускоряют отток крови из раны оппонента, таким образом усиливая эффект ранения, или что они облегчают вынимание лезвия из раны, что позволяет легко вынимать оружие без поворотов. Несмотря на развлекательность таких теорий, на самом деле предназначением этого желобка, называемого долом , состоит лишь в облегчении лезвия, уменьшении его массы без ослабления лезвия или ухудшения гибкости.

На некоторых Европейских клинках, в частности, мечах, рапирах и кинжалах, а также на некоторых боевых шестах, эти желобки имеют сложную форму и перфорацию. Такая же перфорация присутствует на режущем оружии из Индии и Ближнего Востока. На основании скудных документальных свидетельств, считается, что эта перфорация должна была содержать яд, чтобы удар гарантированно привёл к смерти противника. Это заблуждение привело к тому, что оружие с такой перфорацией начали называть «оружием наёмных убийц».

Хотя отсылки к индийскому оружию с отравленным лезвием и существуют, и в Европе эпохи Возрождения могли встречаться подобные редкие случаи, истинное назначение этой перфорации вовсе не такое сенсационное. Во-первых, перфорация приводила к избавлению от части материала и облегчала лезвие. Во-вторых, она часто делалась в виде изысканных и сложных узоров, и служила как демонстрацией умения кузнеца, так и украшением. Для доказательства необходимо указать лишь на то, что большая часть этих перфораций обычно находится вблизи рукояти (эфеса) оружия, а не с другой стороны, как это нужно было бы делать в случае с ядом.

Эпоха Возрождения оказалась началом заката долгой истории мечей на полях сражений. Распространение и совершенствование огнестрельного оружия постепенно приводило к снижению роли меча в бою. Сначала основным оружием на поле боя стала длинная пика, затем – достаточно продвинутый мушкет, а потом и ружьё. Артиллерия сделала бессмысленным ношение доспехов и щитов и того раньше. Мечи перестали быть спутниками только лишь рыцарей – тем более что и рыцарства-то, как института тяжёлых танков, не стало. Солдаты и офицеры ещё долгое время носили с собой мечи и пользовались ими, но меч постепенно занял нишу современного пистолета. Он стал вспомогательным оружием, к которому прибегают, когда основное по тем или иным причинам недоступно или неудобно.

Интересно, что меч всегда отличался от любого другого холодного оружия тем, что он очевидно является инструментом, сделанным специально для войны. Понятно, что боевой топор, более лёгкий по сравнению с топором хозяйственным – это тоже специальное оружие, а боевой молот вообще не имеет практически ничего общего со своим мирным аналогом. Так же понятно, что меч, как мы уже выяснили, строго говоря, произошёл просто от длинного ножа. Но всё же некое отличие меча от любого другого оружия всегда ощущалось. Поэтому, за редким исключением, мечи принадлежали только рыцарям и прочим профессиональным воинам, а простолюдинам, как правило, запрещалось владеть длинным клинковым оружием.

Со снижением важности меча как предмета военной экипировки появилась невиданная ранее в Европе категория оружия – гражданские мечи. Они были задуманы для самообороны преимущественно в мирное время. Их конструкция не предусматривает необходимости противостояния латнику или вообще каким-либо доспехам, потому что вне поля боя доспехи в мирное время никто из нормальных людей не носил. В отличие от привычных рыцарских, новые мечи должны были применяться без щита, часто и без баклера – просто меч и всё, так как щиты тоже уже никто не носил, они и на войне вышли из употребления благодаря артиллерии. Такая новая манера работы оружием требовала развития специфических фехтовальных техник, основанных на парированиях, а не на защите щитом. Изменилась техника фехтования, возникли учебники по фехтованию самой разной направленности. А под новые техники понадобилось новое оружие.

Военные, видя развитие нового «мирного» фехтования, немедленно принялись за его изучение и адаптацию в том числе и под боевые мечи, которые всё ещё оставались при них. Ведь как-то неправильно получится, если боевой офицер не справится с гражданским прощелыгой!

Шпага

На итальянском языке это оружие называется «spada da lato», собственно «боковой меч». Русское «шпага» как раз и произошла от этого итальянского «spada». По-английски ранее эти мечи просто назывались мечами. В современности, чтобы избежать путаницы, их стали называть «sidesword», буквально переведя итальянское название.

В начале XV века, когда основной разновидностью европейского меча были поздние рыцарские, появилась и распространилась манера перекидывать указательный палец через крестовину. Такой хват улучшает тонкое управление клинком и позволяет лучше колоть. В результате появились мечи типа XIX по типологии Оакешотта, о которых уже упоминалось ранее, в конце рассказа про рыцарские мечи: с колечком для защиты перекинутого пальца.

С этих мечей начался процесс трансформации средневекового эфеса, почти не отличавшегося от древних эфесов мечей бронзового века. И это очень важный момент как в развитии клинкового оружия, так и в понимании процессов этого развития.

Изначально гарда меча использовалась фактически для того, чтобы сделать хват более удобным и надёжным, чтобы исключить возможность соскальзывания кисти на клинок. Затем, уже в средние века, при эволюции каролинга в рыцарский меч, крестовина удлинилась, что позволило защищать кисть от случайного контакта со щитом противника, подставленным под рубящий удар.

Почему раньше до увеличения гарды не додумались какие-нибудь викинги? Очень просто: потому, что викингские щиты были большими, плоскими, круглыми, сравнительно лёгкими и с кулачным хватом. Техника их применения включает в себя постоянное прикрытие своей вооружённой мечом руки собственным щитом. Но в высоком и позднем средневековье щиты изменились, несколько уменьшившись в размере и утолщившись. Появилось локтевое крепление. Щит уже не защищал правую руку так хорошо, как раньше. Средневековые воины больше полагались на гарду и доспехи, щит же нужен был для общей защиты тела и превращения опасных ударов в скользящие.

Конечно, достаточно длинная крестовина защищает руку не так уж и плохо. Особенно если сравнить с полным отсутствием гарды как таковой или, например, с японской цубой. Но до появления шпаги оружие всерьёз конструктивно не защищало руку владельца.

Итак, колечко для защиты пальца, перекинутого через крестовину, было первым шагом в трансформации меча в шпагу. На родственных мечам фальшионах тоже появились такие колечки, потому что почему бы и нет. Затем на мечах произошло симметричное дублирование колечек по обе стороны от клинка. Фальшиону, мечу с односторонней заточкой, дублирование колечек не слишком полезно, но зато там появилась дужка, защищающая пальцы. Фальшионы чаще использовались для мощных рубящих ударов, открывающих пальцы, и наверняка после появления фальшионов с дужками многие задались вопросом «что же мы раньше до этого не додумались?» Конечно, почти сразу же дужка появилась и на прямых обоюдоострых мечах рыцарского типа.

Дальнейшему усилению эфеса послужило боковое кольцо, расположенное сбоку от крестовины, перпендикулярно пересечению гарды и клинка. Оно отлично защищает внешнюю часть кисти, с костяшками кулака. Потом, что никого уже не удивило, появилось ещё одно кольцо, закрывающее уже внутреннюю часть держащей меч кисти, с большим пальцем. Наконец, добавилось ещё несколько угловых дужек, улучшающих защиту пальцев.

Основная часть всей этой трансформации произошла в самом конце XV века и начале XVI века, буквально лет за 20-30. С такой скоростью холодное оружие никогда не развивалось, ни до этого, ни после. Эволюция эфеса гражданского меча в этот период изменила парадигму фехтования. Как уже говорилось выше, основной защитой стало парирование в широком смысле слова – щита-то не было.

И ещё один момент, очень важный для современного моделирования. Мы привыкли, что фехтовальщик стоит, как-то выставив руку с мечом вперёд. Так вот, эта фехтовальная традиция появилась сравнительно недавно – как раз вместе с нормальными эфесами. В более ранних стойках вооружённая рука вперёд обычно не выставлялась, разве что прикрытая щитом. Ведь так легко пропустить удар по пальцам – с этим согласится вообще любой человек, хоть раз участвовавший в любом фехтовальном спарринге. Если щита не было, то кисти располагались гораздо ближе к телу, чем привыкли современные люди, воспитанные на спортивном образе фехтования. И это справедливо как для запада, так и для востока. Конечно, были моменты и существовали техники, которые требовали вывод рук вперёд – но, преимущественно, этот вывод рук вперёд делался в активной фазе удара или защиты, а затем они убирались назад, к телу.

А что же шпага? Так меч с развитым эфесом и обоюдоострым клинком рыцарского типа и есть шпага. Вот так вот просто. В дальнейшем клинок потихоньку удлинялся и сужался, но шпагой можно называть любой меч европейского типа с эфесом более навороченным, чем у типа XIX. Пара колечек для пальцев – ладно, ещё переходная форма. Колечки и дужка – уже шпага. Колечки, дужка и боковые кольца – определённо шпага. Более поздние эфесы, встречавшиеся на рапирах, установленные на более ранний «рыцарский» или уже «шпажный» клинок – опять шпага. Рукоять на два кулака при развитом эфесе дела не меняет, это всё ещё шпага, пусть и размером с полуторный меч. Хотя это оружие действительно можно отнести уже к длинным мечам. Такими длинными шпагами, например, пользовались рейтары, германские тяжёлые кавалеристы.

Рапира

Не все знают, что боевая рапира имеет мало общего со спортивной. В английском они даже называются по-разному: «rapier» и «foil» соответственно.

Боевая рапира – это шпага с очень навороченным эфесом и очень длинным и узким клинком, которым можно как рубить, так и колоть. Причём если рубящие удары рапирой получаются не ахти какие, то уколы – превыше всяких похвал. Клинок рапиры длинный и жёсткий, опять-таки не имеющий ничего общего со спортивным снаряжением, в задачи которого входит минимизация вреда получившему удар. Боевая же рапира должна быть способна пронзить человека насквозь, пройдя между рёбер и пробив лопатку.

Некоторые люди, особенно те, кто настоящую рапиру не видели даже на хорошей картинке, но при этом, например, смотрели много аниме, абсолютно уверены в хлипкости и ломкости рапирного клинка. Дескать, противник с рапирой – это просто, ведь можно легко сломать/перерубить её клинок хорошим ударом могучей катаны (или любого другого «мужскогоЪ» меча. Предлагаю ознакомиться с экспериментом на эту тему.

Перевод всего видео неуместен. Взяли современную «практическую рапиру» от уважаемого производителя Hanwei Forge, и попробовали её сломать различным оружием. Сначала наносились удары, похожие на те, которые могут прийти в клинок рапиры в реальной схватке. Затем просто стали лупить под самым удобным для бьющего углом, как в тамесигири. Рапира использовалась тренировочная, без заточки и с более гибким клинком, чем у боевой. Однако, дабы нивелировать гибкость, удары по рапире наносились не в плоскость, а прямо в лезвие. Также, строго говоря, следует учитывать, что тупой клинок несколько более прочен, чем острый, поскольку он труднее зазубривается. Тем не менее, с учётом всего вышесказанного результаты эксперимента показывают, что этот меч разрубить-разломать ну никак не получается. Может быть, если ещё полчаса по нему лупить, то металл устанет, но так чтобы одним ударом или в рамках одного поединка реалистичной длительности – нет, просто нет. И, объективно, нет никаких причин предполагать, что боевая рапира внезапно окажется значительно более хрупкой. Даже если и так – хорошо, значит её нужно целенаправленно ломать не полчаса, а десять минут. В меньшее после просмотра видео поверить невозможно.

Сабля

Словом «сабля» называют чуть ли не любой выгнутый меч. Разве что нихонто, как правило, в сабли не записывают. А зря, раз уж шамшир и дао – сабли, то и нихонто тоже сабля. Но сейчас имеется в виду более узкий тип меча, характерный для Европы поздней эпохи Возрождения и нового времени.

Сабля представляет собой очередную вариацию на тему колюще-рубящего меча. Клинок длинный, с небольшим изгибом – у рассмотренных ранее тальваров-шамширов кривизна значительно выраженнее. Тут же геометрия ближе к ненавязчивому изгибу нихонто, причём скорее позднего, более прямого чем многие из них. Рукоять сабли, как правило, хорошо защищена развитым эфесом – это как минимум дужка, у более поздних вариантов чашка или корзинка. Отсутствие такой защиты, впрочем, не лишает меч права называться саблей, просто работать им более опасно.

На мой взгляд, среди одноручных мечей именно сабля имеет право считаться неким «средним вариантом», «мечом по умолчанию» и так далее. Любой рубяще-колющий меч способен так или иначе рубить и колоть. По определению. Так вот, именно сабельный клинок в наименьшей степени специализирован под одну или другую роль. Он нормально рубит и нормально колет. Любой другой меч может делать что-то одно лучше, но при этом другое он будет делать хуже.

Палаш

Так уж вышло, что с русскоязычными терминами для исторического оружия дела обстоят не очень хорошо. Хотя бы потому, что у нас в стране в соответствующие времена далеко не всё это оружие было известно, а то, что было известно, называлось как попало. Проблема, впрочем, характерна не только для русского языка. Как уже говорилось выше, в современных реалиях англоязычные энтузиасты используют не совсем историчные «cut-and-thrust sword» и «sidesword». Добавим в коллекцию ещё и «backsword», «меч со спиной». Строго говоря, термином «backsword» можно назвать и саблю, но если сразу же волевым усилием добавить к значению этого термина определение «прямой», то всё становится гораздо удобнее. К счастью, в нашем языке есть готовый термин для этого оружия: палаш.

При употреблении слова «палаш» сразу же возникает страшное: этим словом по стечению обстоятельств называют два совершенно разных меча, объединяет их лишь регион происхождения – Шотландия. Первый из этих мечей – здоровый двуручник шотландских горцев, второй – рубяще-колющий прямой меч с корзинкой, защищающей руку, часто с односторонней или полуторной заточкой. Для ясности предлагаю вообще никогда не называть шотландские двуручники палашами. Если уж хочется дать им специфическое название, хотя двуручник – он и в Шотландии, и в Швейцарии, и в Китае, по сути, просто двуручник – проще и понятнее калькировать оригинальное слово «claymore», «клеймор». Звучит не более и не менее не по-русски, чем «палаш». Многие так и делают и считают правильным, но не все, поэтому я и заостряю на этом моменте внимание.

Подобные шотландскому палашу мечи были популярны в самых разных регионах Европы. Отдельно достойна внимания итальянская скьявона (слово «schiavona» читается именно так). Этим мечом часто пользовались югославские наёмники и авантюристы, хотя и не только они. Клинок обычный, типичный для любого другого палаша, но корзиночная гарда уж очень характерная, с диагональными «прутьями».

Ещё один собирательный термин для палашей – «broadsword», «широкий меч». В отличие от «backsword» вполне историчный: так называли военные мечи, которые действительно обладали более широкими клинками, чем гражданские рапиры. Более поздние палаши, впрочем, становятся достаточно узкими. Термином «broadsword» иногда ошибочно называют рыцарский меч, на что нет вообще никаких оснований.

Итак, ещё раз, что такое палаш? Это одноручный меч с прямым клинком и корзиночным эфесом. У него может быть односторонняя или полуторная заточка («backsword»), а может быть и двусторонняя, обычная для клинка шпаги или рыцарского меча («broadsword»), обычно более широкая, чем у гражданских мечей своей эпохи. И то и другое – палаш. А клеймор – не палаш.

В новое время палаши истончились и перестали соответствовать термину «broadsword». Последний из британских палашей, меч пехотного офицера образца 1897 года, стоит на вооружении до сих пор, хоть и используется только на парадах. Это хороший, очень лёгкий рубяще-колющий меч с усиленными колющими возможностями. Ветераны конфликтов конца XIX и начала XX века, которым довелось пользоваться в бою этим оружием, отзывались о нём положительно. В конструкции данного палаша интересно отсутствие заточки в сильной части клинка, ближней к эфесу – что логично, никто никогда не атакует этой частью меча, только защищается, и заточка в защите только мешает. Замечательна также асимметрия защитной чашки: она шире с внешней стороны, как и кисть, держащая меч. Более узкая сторона достаточна для прикрытия кисти со стороны большого пальца, при этом она более удобна, чем обычная симметричная чашка, так как при ношении в ножнах почти не впивается в тело владельца.

Гроссмессер

Или «большой нож». С точки зрения фехтования – ничего особенного, очередной остроконечный фальшион. В наличии двуручная рукоять с длинной крестовиной. Традиционен дополнительный защитный элемент, «гвоздь»: в месте пересечения крестовины с линией клинка-рукояти вбок перпендикулярно отходит ещё один стальной брусок, прикрывающий кисть снаружи. В ряде случаев вместо бруска-гвоздя использовалось боковое кольцо. Гроссмессер чисто визуально воспринимается как нихонто (катана) с европейским эфесом. Разве что клинок пошире и обычно попрямее, но в целом то же самое. Замечу, что более широкий клинок гроссмессера мог быть уже, чем более узкий клинок нихонто, так что их масса и баланс совсем недалеки.

Интересна особенность крепления хвостовика гроссмессера. У обычных европейских мечей хвостовик целиком размещён внутри рукояти и его кончик скрепляется с яблоком. У гроссмессеров же, как и у обычных бытовых ножей, хвостовик скреплён с рукоятью на нескольких заклёпках. Эта особенность и позволяла германским (гроссмессер оттуда) простолюдинам юридически доказывать своё право на ношение данного оружия. «Какой же это меч, ваша честь, это просто большой нож, я им по хозяйству орудую!»

То есть в случае гроссмессера мы третий раз встречаем конвергентную эволюцию меча от ножа. Первый раз нож превратился в меч где-то в бронзовом веке, затем в начале средневековья из сакса появился фальшион. Гроссмессеры не дали такого обильного потомства, как ксифосы-науэ и фальшионы, так как практически все ниши длинного холодного оружия уже были заняты.

Абордажная сабля

К сабле, о которой ниже, относится слабо, если вообще относится. Скорее уж это потомок фальшиона-тесака. Да и называется по-английски «cutlass» или, другая разновидность очень сходного оружия, «hanger». Ни о какой «сабле» речи вообще нет.

Абордажная сабля – прекрасное оружие в естественных для неё условиях. Мощная чашка отлично защищает кисть, позволяя в процессе рубки не думать о каком-то там фехтовании. Короткий клинок, несмотря на ширину, достаточно лёгок: мало кто на кораблях пользовался доспехами, поэтому, хоть это и военное оружие, переутяжелять его нет необходимости. Но абордажная сабля далека от универсальности. На суше, в поединке против той же рапиры – практически абсолютно бесполезный кусок железа. Очень сомнительно, что адекватный рапирист при условии наличия пространства для манёвра даст подойти к себе на расстояние удара абордажной саблей.

Если подумать, то абордажная сабля чем-то напоминает гладиус по духу. Только вместо щита – хорошая гарда и рубящая техника, которая сама работает как веерная защита. Ну и вместо плотного строя тесная свалка. А так то же самое: наступай и атакуй.

Длинный меч

Сразу же важное. Термин «longsword» или «long sword» в разного рода фентези играх и сопутствующих им источниках обозначает то оружие, которое мы определили в соответствии с его историческим названием: рыцарский меч. В фентези, базирующемся в большинстве случаев на средневековой Европе, помимо одноручного «длинного» меча ещё существует некий «короткий» меч, с длиной клинка раза в полтора меньше, чем у «длинного» (рыцарского на самом деле, ну вы поняли). В реальном же средневековье никто не пользовался ничем подобным. Короткие мечи – это, например, гладиусы, или бронзовые рапиры – значительно более древние виды вооружения. При этом гладиус, как мы выяснили, это узкоспециализированный строевой клинок, а бронзовая рапира и рада бы быть подлиннее, но материал клинка уже не позволял её удлинять. Вообще вооружение в фентези – это тема, возможно достойная отдельной статьи.

Что же такое длинный меч на самом деле? Элементарно: берём рыцарский меч и увеличиваем так, что он становится великоват под одну руку. Да, длинный меч – это именно двуручное оружие. Одноручные мечи никто не называл длинными, это были просто нормальные мечи, тем более что одновременно с ними не существовало коротких. Разница длины в одном классе оружия никого не волновала, так как всегда имелся простор для личных предпочтений.

Фактически длинные мечи в широком смысле слова появились задолго до эпохи Возрождения. Но в более древние времена они встречались значительно реже, а суть у них была та же. Замечу, что длинный меч изготовить значительно сложнее, чем короткий, нужна продвинутая металлургия. Поэтому архетип «голый варвар с двуручным мечом» достаточно сильно бредов. Можно, конечно, объяснить, что он где-то украл это высокотехнологичное оружие, изготовленное весьма цивилизованными кузнецами. Но тогда не понятно, почему он не украл ещё хотя бы кольчугу. Да, статья про вооружение в фентези так и напрашивается…

Ещё один популярный тип меча – так называемый «полуторный» меч, в английской терминологии либо «hand-and-half sword», либо «bastard sword». В отличие от чисто фентезийного короткого меча, полуторники имеют право на существование, хоть и достаточно прозаичное. Это просто достаточно лёгкие и не слишком длинные мечи, которыми можно пользоваться как в двух руках, так и в одной. Важно понимать, что здесь вообще граница чисто субъективна. Один и тот же меч может считаться как длинным, так и полуторным – всё зависит от физической силы владельца.

Практически все японские длинные мечи – полуторные. Различий у не слишком большого длинного европейского меча и у японской катаны всего ничего. Стиль фехтования практически одинаковый. У каждого из этих видов оружия есть свои плюсы и минусы. Однако плюсы и минусы эти несколько разного калибра. К плюсам катаны, например, относятся такие вещи как удобство ношения и наличие популярной техники мгновенного обнажения меча, ну и очень мощный режуще-рубящий удар. Плюсы длинного меча – большая универсальность и более совершенный эфес. Получается, что если надо выбирать меч для ежедневного ношения с вероятной необходимостью внезапно кого-то зарубить – катана удобнее. Но если надо выбирать меч для боя, неважно какого, будь то турнирный поединок или групповая свалка, то длинный меч всё-таки выигрывает.

Федершверт

Набирающие популярность в наше время реплики тренировочных снарядов эпохи Возрождения, федершверты – это хороший компромисс между реалистичностью и безопасностью. Они исторически не затачиваются. Клинок гибкий, почти как стальная линейка, при уколе это позволяет минимизировать возможные повреждения партнёра. У них имеется усиленная защита кистей благодаря значительному расширению клинка возле крестовины. В результате ими можно фехтовать возможно даже в полный контакт, если на фехтовальщиках надето лёгкое защитное снаряжение. И это не тимбары или деревяшки, нормальная сталь. Приятно.

Если же сделать федершверт с не таким гибким клинком и заточить, то получится обычный длинный меч с интересной дополнительной защитой рук, почти со второй гардой.

Двуручный меч

Английское «greatsword» или «great sword» (пробел в названиях оружия традиционно плавает) – это двуручный меч, или просто двуручник. Берём за основу всё тот же рыцарский меч, делаем из него длинный и делаем его ещё длиннее и тяжелее. Получаем предмет массой 3-4 кг, которым совершенно невозможно фехтовать одной рукой. Носить в одной руке легко, а фехтовать – нет.

Существует два основных типа двуручных мечей. Первый – это уже упоминавшийся выше клеймор шотландских горцев. С ним всё просто – это большой длинный меч с впечатляющей рукоятью и такой же крестовиной. Кстати, с позднего средневековья существует общее правило: длина крестовины меча должна примерно равняться длине его рукояти. Если крестовина сильно длиннее, то она начинает мешать. Если же она короче, то во многих положениях одна из рук защищена слабовато.

Второй тип двуручных мечей – германо-швейцарский. Английское (немецкое на самом деле, конечно) «zweihander» неисторично, хотя и всем известно. Реально использовались термины «bidenhander» и «doppelhander». Эти двуручники обладают дополнительной гардой непосредственно на клинке, с незаточенной и часто обмотанной для удобства хвата частью клинка между гардами, называемой «рикассо» или «пята» (я привык к итальянскому термину). На рикассо можно переложить правую руку для превращения громоздкого двуручного меча в подобие ловкого древкового рубяще-колющего оружия, отлично работающего в условиях сравнительно тесной битвы.

Некоторые клинки самых разных видов оружия делаются «пламенеющими», с волнистыми изгибами по всей длине. Самый известный из таких клинков – крис или керис, популярный в Индонезии, Малайзии и на Филиппинах вид кинжала. Пламенеющими клинками снабжали самые разные мечи. Двуручники германо-швейцарского типа делались пламенеющими заметно чаще другого оружия. Связано это с комплексом причин. Пламенеющий клинок либо шире и тяжелее, либо уже и менее прочен по сравнению с аналогичным клинком без наворотов. Плюс его сложнее производить, он дороже. Тяжесть отнюдь не всегда пугала заказчиков германо-швейцарских двуручников, а деньги у человека, заказывающего двуручник, в любом случае есть. Поэтому именно на мечах такого типа пламенеющие клинки встречаются чаще обычного. Некоторые думают, что двуручник с пламенеющим клинком – это отдельный вид оружия, «фламберг». На самом деле нет, тот же двуручник. Но если уж хочется красивым словом подчеркнуть наличие пламенеющего клинка, то следует использовать термин «фламмард», собственно и обозначающий пламенеющий клинок.

Ленинград

Блокада Ленинграда - длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) - 872 дня.

Одесса

Героическая оборона Одессы длилась с 5 августа по 16 октября 1941 года войсками Отдельной Приморской армии. Сравнительно небольшим силам обороняющихся удалось отражать удары значительно превосходящих сил 4-й румынской армии.

Севастополь

Севастополь - это город, для которого война началась на 40 минут раньше, чем для всего Советского Союза. Севастопольский оборонительный район к началу Великой Отечественной войны был одним из самых укреплённых мест в мире.

Волгоград

(бывший Сталинград)

Сталинградская битва (17 июля 1942 - 2 февраля 1943) - боевые действия советских войск по обороне города Сталинграда и разгрому крупной стратегической немецкой группировки в ходе Великой Отечественной войны. Является крупнейшей сухопутной битвой в ходе Второй мировой войны, которая стала переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу.

Киев

Оборона Киева длилась в период с 7 июля 1941 по 26 сентября 1941. По некоторым данным потери СССР при обороне Киева составили: убитых и пропавших без вести, взятых в плен - 616304, раненых - 84240, всего - 700544 человек (8543 в сутки), 1764,9 тыс. ед. стрелкового оружия, 411 танков и САУ, 28419 орудий и минометов, 343 боевых самолета.

Брестская крепость

Оборона Брестской крепости - одно из первых сражений Великой Отечественной войны - началась 22 июня 1941 года и закончилась 30 июля 1941 .

Москва

Битва за Москву длилась с 30 сентября 1941 по 20 апреля 1942. Ее можно разделить на два периода: оборонительный (30 сентября - 4 декабря 1941) и наступательный (5-6 декабря 1941 - 20 апреля 1942).

Керчь

В годы Великой Отечественной войны Керчь стала ареной жестоких сражений между советскими и германскими войсками. Линия фронта четырежды проходила через Керчь.

Новороссийск

Героическая оборона Новороссийска длилась в период с 19 августа 1942г по 26 сентября 1942 года.

Минск

3 июля 1944 года столицу БССР освободили войска 1-го, 2-го и 3-го Белорусского фронтов при содействии партизан, которые за годы войны уничтожили и взяли в плен около полумиллиона оккупантов и их пособников.

Тула

Тульская оборонительная операция - была проведена с 24 октября 1941 года по 5 декабря 1941 года. Операция сыграла важную роль в стабилизации линии фронта на южных подступах к Москве.

Мурманск

С началом войны в городе сразу начали формироваться истребительные батальоны и народное ополчение. На подступах к Мурманску жители города в считанные дни построили четыре линии обороны.

Смоленск

Орден Отечественной войны

Орден имеет две степени.

Первыми кавалерами ордена Отечественной войны стали капитан И. Криклий, старший сержант А. Смирнов, младший политрук И. Стаценко и другие, которые в бою на Харьковском направлении летом 1942 года отразили многочисленные танковые атаки гитлеровцев.

В 1943 в ходе коренного перелома Великой Отечественной войны у руководства страны возникла необходимость в учреждении высшего военного ордена, к которому можно было представлять особо отличившихся полководцев. Этим орденом награждали и наших союзников.

В годы Великой Отечественной войны 11635 воинов, а также партизан и подпольщиков заслужили звание Героя Советского Союза. 115 из них были удостоены этого отличия дважды, а двое - летчики-истребители Александр Иванович Покрышкин и Иван Никитич Кожедуб ко дню Победы над фашистской Германией носили на груди по три медали «Золотая Звезда».

Первая девушка, получившая эту награду, – Зоя Космодемьянская.

Медаль предназначалась для награждения рядовых партизан, командиров и организаторов партизанского движения, проявивших «стойкость и мужество в партизанской борьбе за нашу Советскую Родину в тылу против немецко-фашистских захватчиков».

Право на получение этой медали имели все военнослужащие, принимавшие участие в защите столицы не менее месяца с 19 октября 1941 года, когда город был объявлен на осадном положении, и до 25 января 1942 года, когда враг был отброшен от его стен.

В декабре 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда» для награждения всех активных участников защиты города на Неве.

Таня Яценко
Музыкальные «почемучки» для старших дошкольников. Эпоха Возрождения

Эпоха: Возрождение

Время: с XV-XVII век

Особенности:

Музыка становится более доступной, светской, музыкантов становится больше.

Музыка разделилась на 3 жанра: вокальные произведения, виртуозные пьесы с импровизациями, танцевальные произведения.

Музыкальные достижения эпохи:

Музыкантов, которые сочиняли музыку, стали называть композиторами.

В XV веке был изобретен станок, на котором можно было печатать ноты.

Появились сборники нот для домашнего музицирования.

На музыкальных инструментах стали играть не только мужчины, но и женщины. Любимым женским инструментом стала лютня.

Появляется полифония.

Появился новый жанр светской музыки – мадригал.

Открылись музыкальные отделения в Оксфордском и Кембриджском университетах.

Имена эпохи:

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина

Орландо Лассо

Клаудио Монтеверди

Джезуальдо ди Веноза

Странности эпохи:

Главным городом итальянского возрождения был Рим. Но ни один знаменитый художник, скульптор, композитор или музыкант Ренессанса не родился в этом городе.

Если кавалер эпохи Ренессанса снимал шляпу перед дамой левой рукой – это значило, что он приветствует даму от всего сердца.

Новые струнные смычковые инструменты итальянцы прозвали виолами, что в переводе означает «фиалка». Виолы делали из ценных пород деревьев, украшали золотом и перламутром. Поэтому на этих инструментах могли играть только очень богатые люди.

Художники эпохи Возрождения часто изображали ангелов с музыкальными инструментами в руках. Так они подчеркивали божественное происхождение музыки.

Самая высокая похвала для всех произведений искусств эпохи Возрождения была «божественный». «Божественной» считали музыку итальянского люниста и композитора XVI века – Франческо да Милано. Между прочим, песня «Город золотой», знакомая многим взрослым, была создана именно на мелодию этого композитора.

В эпоху Возрождения во Франции появился … шансон. «Шансон» в переводе с французского языка означает «песня». Ренесансный шансон – это светская песня, которую исполняли несколько голосов (многоголосная песня).

Почему в эпоху Возрождения дорого платили за уроки учителям танцев?

Потому что в моду вошли балы, а на балах надо было хорошо танцевать. Учителя танцев обучали своих подопечных не только движениям, но и придворному этикету, декламации (красиво говорить) и даже помогали с выбором фасона платья, чтобы кавалер или дама эффектно смотрелись на балу. Учителей танцев часто называли «преподаватель изящных манер».

Почему самым популярным песенным жанром был мадригал?

Потому что в эпоху Возрождения людей очень волновали их чувства и любовные переживания. Многие поэты Ренессанса сочиняли лирические стихи любовного характере. Говорят, о любви проще спеть, чем прочитать стих. Поэтому и появились песни о любви, о чувствах, о переживаниях – мадригалы. Мадригал считали серьезным, утонченным жанром светской музыки.

Почему и как появилась полифония?

Потому что церковная музыка продолжала развиваться, усложняться. В эпоху Средневековья в храмах исполняли 3-х и 4-хголосные произведения. Но в этих песнях и органумах главным был один голос. Слово «полифония» произошло от греческих слов «полис» - «многочисленный» и «фоне» - «звук», «голос». Полифония – это музыкальное произведение, в котором несколько голосов и все они равные – главные.

Почему в эпоху Возрождения появились первые музыкальные ансамбли?

Потому что стали печатать нотные сборники разных произведений и песен - музыка стала более доступной. Появились не только композиторы, профессиональные певчие и музыканты, но и музыканты-любители. Музыканты-любители виртуозно играть не умели, но им нравилось исполнять музыку не по одиночке, а вдвоем (дуэтом, втроем (трио) или вчетвером (квартетом) – так музыкальные произведения звучали более эффектно.

Словарь

Виртуоз – талантливый музыкант, который отлично играет на музыкальном инструменте самые сложные произведения.

Виртуозные пьесы – эффектные произведения, которые обычно исполняются в быстром темпе.

Полифония – звучание двух и более голосов или мелодических линий.

Мадригал – любовная, лирическая песня, которая исполняется на родном (материнском) языке.

Месса – музыкальная часть католического или протестантского богослужения в исполнении хора и органа. Мессы могут исполняться не только в церквях, но и на концертах.

Магнификат – хвалебная песнь на текст слов девы Марии из Евангелия.

Регент – дирижер церковного хора.

Кантор – певчий католической церкви.

Капельмейстер – управляющий хором или оркестром или и тем и другим (дирижер).

Инквизиция – институт Римско-католической церкви, который разыскивал и наказывал врагов церкви.

Светская музыка – музыка для Света – обыденная, мирская, а не духовная (церковная).

Публикации по теме:

Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом «самой читающей в мире». Современные же статистические данные говорят о том, что.

Цель:продолжение знакомства со своей малой Родиной, жизнью уральского писателя и приобщение детей старшего дошкольного к творчеству П. П. Бажова.

Картотека физкультминуток для старших дошкольников Картотека физкультминуток для старших дошкольниковБегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.) Гулять, гулять в луга:.

Ежегодно на дорогах города нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают,.

Массленица для старших дошкольников Дети выходят на улицу. Ведущий: Здравствуйте друзья! Выходите на улицу – Весну встречать! Славный денёк отмечать. Ребята, а какой праздник.

Методическая разработка «Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации дошкольников в детском коллективе» Данная методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей ДОУ. Дошкольное детство-важнейший период в становлении личности.