Порядок заключения договоров аренды муниципального имущества на новый срок. Примерный договор аренды недвижимого муниципального имущества Она устанавливается в виде

Каждый индивидуальный предприниматель малого (среднего) бизнеса имеет возможность заключить договорное соглашение с муниципальным органом РФ на аренду помещения. Сдача муниципального имущества, госимущества в аренду отличается некоторыми особенностями. При заключении такого арендного договора действует ряд ограничений.

Заключение соглашения может производиться в соответствии с ФЗ () двумя способами:

  • по итогам торгов на право оформления арендного договора муниципальных имущественных средств;
  • без организации торгов.

Какие виды имущества, сдача которого в аренду не допускается госучреждением или ограничивается, особенности процедуры заключения арендного договорного соглашения муниципального имущества (госимущества) разъяснены извещением ФАС №ЦА/16309/14.

В этой статье

Правила, исключения

Правила оформления договорных соглашений на аренду госимущества установлены ФЗ №135 (статья №17/1). Согласно данному положению автономные муниципальные организации, госучреждения имеют право предоставлять в аренду недвижимость, которая за ними числится в качестве оперативного управления, лишь по итогам аукционов на право подписания арендных соглашений данного типа. При этом ФЗ №135 (статья №17/1) предусмотрены исключения, которые одновременно распространяются на АУ.

Без аукционов муниципальным организациям можно предоставлять в аренду недвижимость в следующих ситуациях:

  • соглашение заключается на период менее 30 дней календаря на протяжении 6 крайних месяцев календаря;
  • на подписание арендного соглашения претендует прочая муниципальная организация, госучреждение, некоммерческая структура (также ориентированная социально), медучреждение, структура, занимающаяся деятельностью в сфере образования;
  • передаваемая недвижимость, подлежащая налогообложению, считается частью площади, составляющей менее 20 м 2 , и правами 10 процентов площади этого здания (помещения) обладает особа, передающая соответствующие недвижимые средства;
  • договорное соглашение подписывается с особой, единственно предоставившей заявку на конкурсное участие, на торги (при этом, если это лицо отвечает установленным нормам), являющейся единственным участником аукциона.

Обязанность подписания арендного договорного соглашения перед автономной госорганизацией возникает только в крайнем из перечисленных случаев (соглашение с единственным участником организованных торгов, конкурса). В прочих ситуациях, когда сдача имущества в аренду предоставляется без аукционов, правообладатель не обязан подписывать договорное соглашение, претендент не имеет право выдвигать требования на подобные площади.

Организация аукциона на аренду недвижимости допускается по отношению претендентов-льготников. Если таких субъектов на один недвижимый гособъект более одного, тогда автономное госучреждение имеете право отказать в аренде недвижимости на льготных основаниях и организовывает торги между ними. Это по мнению антимонопольной организации не является нарушением интересов заявителей данной категории.

Но осторожность при решении организации аукционов на аренду имущественных ценностей АУ, закрепленных за ними в качестве оперативного управления, необходимо проявлять как владельцам данного имущества. Соглашаясь на сдачу в аренду жилья, определенной площади организации, учредитель обязан руководствоваться требованиями ФЗ №135/2 .

Подписание договорных соглашений на аренду госимущества без организации аукционов

Законом предусмотрено несколько исключений, когда автономное госучреждение имеет право предоставлять в аренду площади без аукционов.

Арендатор - образовательное, медицинское учреждение

Какие конкретно подразумеваются образовательные, медицинские организации (бюджетные учреждения), указано в разъяснениях ФАС (глава 5-6). В данной ситуации руководствоваться необходимо положениями законодательства отраслевой деятельности.

Согласно ФЗ (статья №2/11) к медучреждениям относятся юрлица в независимости от используемой организационно-правовой формы, предпринимательство которых связано в первую очередь с областью медицины, при наличии соответствующей лицензии. Также медицинскими организациями считаются индивидуальные предприниматели (ИП), деятельность которых связана с медициной.

Краткосрочное арендное соглашение на недвижимость, подписанное не в результате аукционов, на новый период не продлевается без организации торгов. В данном случае действует установленная норма, которая ограничивает период действия данного соглашения на аренду помещения.

Образовательные (бюджетные) учреждения - структуры, основная деятельность которых связана со сферой образования, а также учреждения, занимающиеся непосредственно обучением. К таким организациям согласно ФЗ №273 () дополнительно относятся ИП, занимающиеся образовательной деятельностью.

Итог: арендовать площадь недвижимого объекта автономной муниципальной организации (госучреждения) без участия в аукционах имеют возможность юридические лица, индивидуальные предприниматели, основная деятельность которых связана со сферой образования или медицины, но при наличии соответствующих лицензий.

Аренда на краткосрочный период

Согласно ФЗ №135 (статья №17.1/11/1) муниципальным организациям, госучреждениям разрешается предоставлять в аренду недвижимые объекты на краткосрочный период без организации конкурсов, аукционов. При этом запрещается предоставление такой услуги одному лицу больше 30 дней календаря, на протяжении 6 месяцев, идущих подряд без организации торгов, конкурсов.

А вот согласно российскому Государственному кодексу (статья №610/3) соглашение на сдачу муниципального имущества (госимущества) в аренду, подписанное на срок, превышающий максимально возможный период, определенный действующим законодательством, считается оформленным на предельный срок.

Это означает, что арендные соглашения на имущественные ценности, закрепленные за муниципалитетом (российским государством) и подписанные на краткосрочный период без проведения аукциона, не продлеваются (ФЗ №135 (статья №17.1/9), ГК ()). Подобная позиция и в Разъяснениях ФАС (глава 10).

Аренда части площади помещения

Ранее уже было отмечено, что возможно предоставление аренды части площади здания (квартиры) без предварительного аукциона, но при соблюдении следующих требований:

  • площадь, передаваемая в аренду, не должна быть больше 20 м 2 и 10 процентов площади объекта собственности, к которому она относится.
  • при установлении такой доли не нужно брать в учет площади недвижимого объекта, право пользования, владения которыми были переданы до вхождения в силу ФЗ №135 (статья №17.1), на основе прочих исключений, определенных ФЗ №135 (статья №17.1), по итогам торгов.

Арендатор - подрядчик учреждения

Необходимо отдельно отметить такое исключение из правил аренды муниципальной недвижимости (госимущества), которое на АУ не распространяется (как минимум на автономные госучреждения, осуществляющие закупки, полагаясь на ФЗ №223). В данном случае имеется в виду подписание без проведения торгов арендного договорного соглашения с лицом, заключившим контракт с муниципальной (государственной) организацией по итогам аукциона (на конкурсной основе), организованного согласно Федеральному закону №44. При этом предоставленные права были предусмотрены документально проведенными торгами (конкурсом) с целью исполнения обязательств этого контракта (ФЗ №135, статья №17.1/10/1).

Согласно Разъяснениям ФАС (глава 9) гражданско-правовые соглашения, оформленные в пределах ФЗ №223, не считаются муниципальными (государственными) договорами. В связи с этим положения ФЗ №135 (статья №17.1/1/10) не распространяются на подобные случаи. То есть, когда автономное госучреждение, ссылаясь на нормы ФЗ №223, понесло расходы на закупку определенных работ либо услуг, исполнение или предоставление которых предусматривает обязательное присутствие на площади организации подрядчика (например, театр приобрел услуги ремонта, пошива сценических костюмов), предоставить в аренду соответствующие площади возможно исключительно на организованных аукционах.

Важно! В подобных ситуациях, как описана выше, закупка услуг, аукцион на право оформления арендного договорного соглашения - это два самостоятельных процесса.

Пролонгация договора

Действующие арендные договорные соглашения на муниципальную недвижимость (госимущество), имущественные ценности, переданные госоргану в оперативное управление согласно ФЗ №135 (статья №17.1/9-11) подлежат продлению. В том случае, если физлицо собственные обязанности согласно данному соглашению выполнял подобающе, подписывается контракт на новый период без организации аукциона (если договорным соглашением не предусмотрено прочее и период действия такого контракта не ограничен положениями действующего российского законодательства).

В данной ситуации должны быть выполнены два обязательных условия:

  • минимальный период переоформления арендного договорного соглашения должен быть от 3 лет (возможен меньший период, но исключительно при написании арендатором соответствующего заявления);
  • размер платы, на основании которого ведется учет доходов за аренду помещения, определяется по итогам оценки недвижимости в соответствии с рыночными расценками.

В случае соблюдения всех условий, арендодатель в лице автономного госучреждения согласно ФЗ №135 (статья №17.1/10) не имеет права отказать в пролонгации договорного соглашения арендатору.

Отказ возможен в случае наличия у физлица долгов на момент завершения контракта аренды или если есть решение распоряжения соответствующей недвижимости в прочем порядке.

Антимонопольная организация сделала на основании этого следующие выводы:

  • Т ак как есть возможность арендатору не предоставлять пролонгацию арендного договорного соглашения на основании принятия нового решения по порядку распоряжения недвижимостью, арендодателю нужно получить согласие от владельца соответствующей недвижимости на перезаключение контракта аренды.
  • Проводка пролонгации арендного соглашения согласно ФЗ №135 (статья №17.1/9) может выполняться неограниченное число раз согласно аналогичным основаниям. При этом важно соблюдение требований при каждой новой пролонгации документа.

Субаренда

Согласно ФЗ №135 (статья №17.1/1/16) возможно предоставление в субаренду муниципального имущества (госимущества) без аукциона в таких случаях:

  • право на подписание арендного соглашения арендатору предоставлено на основе муниципального (государственного) соглашения;
  • госучреждение заключило арендный контракт по итогам аукциона, на основании несостоявшегося аукциона.

При соблюдении этих требований предоставляться в субаренду может недвижимость любой площади (ФЗ №135 в данном плане не предусматривает каких-либо ограничений). В противоположной ситуации соответствующие площади предоставляются в субаренду на общих основаниях, определенных ФЗ №135 (статья №17.1) с организацией аукциона, без него, но уже по другим исключениям.

Представители малого и среднего бизнеса могут получить помещение для офисной работы или производственной деятельности, если они оформят договор аренды с муниципальными властями или субъектом Российской Федерации.

Важные особенности договора аренды с государственными и муниципальными органами

В обязательном порядке для аренды муниципального имущества следует пройти специальную процедуру. Более того, предполагается необходимость помнить об определенных ограничениях. В большинстве случаев торги должны быть проведены, но в некоторых случаях обстоятельств для проведения торгов не предполагается.

Как проводятся торги на оформление договоров

Торги (реальные и электронные) должны проводиться в виде аукциона, конкурса или в другой форме, которая изначально определяется законодательством (пункт 4 статья 447 ГК РФ).

При этом главное различие форм предполагается, что на аукционе участники состязаются только в цене. На конкурсе состязание должно проводиться на основе нескольких условий, соответствие которым определяется конкурсной комиссией. Законодательство всегда определяет правила проведения торгов, после которых появляется возможность для заключения договора об аренде муниципального имущества:

  1. На самом начальном этапе происходит извещение о проведении конкурса или аукциона.
  2. Разрабатывается вся документация, которая в дальнейшем будет определять особенности проведения мероприятия.
  3. Предполагается подача и рассмотрение заявок.
  4. Затем проводится основной этап в форме торгов.
  5. На основе результатов процедуры оформляется соглашение с выбранным лицом.

Нужно отметить, что извещение должно содержать в себе обязательную информацию, которая определяется пунктом 3 статьи 448 ГК РФ. Итак, какие сведения должны быть определены в извещении для каждого участника запланированного мероприятия:

  1. Время, место, форма торгов.
  2. Предмет запланированного мероприятия.
  3. Обременения относительно реализуемой недвижимости.
  4. Порядок проведения мероприятия.
  5. Начальная стоимость муниципального имущества.

Кто может участвовать в торгах

Важно! Пункт 2 статьи 448 ГК РФ определяет полный перечень участников, каждый из которых должен соответствовать определенным требованиям. Участником может быть юридическое лицо, вне зависимости от того, какой организационно-правовой формой собственности определяет. Кроме того, в мероприятии может участвовать физическое лицо или индивидуальный предприниматель, если обладает интересом к оформлению договора аренды.

Правила проведения мероприятий в обязательном порядке определяют требования ко всем участникам торгов, условия допуска к участию в конкурсах, аукционах, документы, которые должны быть представлены для того, чтобы стать участником процедуры отбора. Заявитель должен не только подать документы, для которых используется определенный образец заполнения, но и гарантировать достоверность предоставляемой информации. Если сведения предоставляются недостоверные, заявитель должен быть отстранен от конкурса или аукциона, вне зависимости от этапа мероприятия.

Особенности проведения мероприятий и законодательное оформление

Организатор торгов может устанавливать только те требования к участникам, которые изначально предусмотрены законодательством РФ. При этом все законодательные требования должны быть соблюдены в обязательном порядке.

После завершения конкурса аукциона предполагается подписание договора между победителем и организатором, причем изначально подписывается протокол о результатах, образец которого также определен законодательством (пункт 6 статья 448 ГК РФ). Протокол, для которого используется определенный образец, обладает юридической силой договора. На законодательном уровне предполагаются последствия от уклонения подписания протокола или нарушения условий, которые изначально определяет соглашение, причем, в противном случае встает вопрос о расторжении взаимодействия.

Нюансы оформления

Договор, который заключается на основе торгов, предполагает заключение только путем проведения мероприятий, обладает первоначальными условиями, поддающимся корректировке. При этом изменения не должны оказать влияние на существенные условия, в том числе на цену объекта.

Внимание! С 12 июня 2012 года организатор аукциона должен заключить договор с лицом, которое подало единственную заявку на участие в мероприятии. При этом соглашение будет оформлено, только если все условия соблюдены, и лицо может быть достойным претендентом для аренды муниципального имущества.

Предоставление объектов без торгов

Законодательство РФ предполагает возможность аренды муниципального имущества без проведения торгов. При этом сотрудничество возможно только с определенными лицами. Нужно отметить, что вопрос о расторжении не будет подниматься, только если будут соблюдаться условия взаимодействия:

  1. Товарищество собственников жилья.
  2. Лицо, которое подало единственную заявку на участие в аукционе либо конкурсе. При этом лицо должно быть признано единственным участником, если оно изначально соответствует правилам.
  3. Образовательные учреждения, вне зависимости от организационно-правовых форм. Таким образом, присутствует возможность взаимодействия с государственными и муниципальными учреждениями.
  4. Медицинские организации, которые представляют частную систему здравоохранения.

Нужно отметить, что вопрос о расторжении не будет рассматриваться, только если все условия относительно использования муниципального имущества, предоставленного для аренды без торгов, будут соблюдаться.

В каких остальных случаях предполагается предоставление недвижимости в аренду без проведения торгов:

  1. Передача для аренды не превышает 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев.
  2. Соглашение предполагает аренду только части муниципального имущества. При этом площадь не должна превышать десяти процентов от общего показателя, а также двадцати квадратных метров.

Важно отметить, что образец, который используется для оформления договора, должен включать в себя не только сведения о двух сторонах, но и срок аренды, техническое описание арендуемого объекта. Более того, соглашение должно включать в себя обстоятельства, способные привести к возникновению вопроса о расторжении отношений.

Особенности арендных отношений

Нужно отметить, что цель проведения торгов для того, чтобы состоялись отношения, в большинстве случаев оказывается оправданной. Например, отсутствует возможность для того, чтобы отказаться от торгов для определенных объектов. Аукционы и конкурсы являются обязательными, если соглашение между сторонами предполагает не только то, что будет использован стандартный образец, но и возможность оперирования важными законодательными аспектами:

  1. Земельный кодекс РФ.
  2. Лесной кодекс РФ.
  3. Водный кодекс РФ.
  4. Законодательство о недрах и концессионных соглашениях.

Вопрос о расторжении договора оказывается важным, если отмечаются серьезные нарушения законодательства. Более того, при расторжении может быть применен оперативный режим. Все аспекты, которое включает в себя соглашение, законодательные нормы, должны быть использованы в обязательном порядке.

Право на продление арендных отношений

Если вопрос о расторжении отсутствовал, присутствует возможность заняться проведением процедуры по продолжению арендных отношений. В этом случае арендатор может заключить договор, образец которого является стандартным с личными дополнениями.

При заключении нового договора нужно не только использовать классический образец, но и знать о том, что в обязательном порядке требуется указание размера арендной платы и минимального срока. Для того чтобы продлить арендные отношения, необязательно заключать новый договор, ведь можно использовать прежний образец и возобновить юридическую силу документа.

Post Views: 381

Договор аренды заключается на определенный сторонами срок. По его окончании арендатор обязан возвратить имущество арендодателю (ст. 622 Гражданского кодекса РФ). Но если арендатор продолжает пользоваться объектом аренды и арендодатель против этого не возражает, договор считается продленным на согласованных в нем условиях на неопределенный срок (п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ). В то же время многие объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам только на основании торгов. Например, такой порядок установлен для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (ч. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ).

Высший судебный орган также признал конкурсный порядок единственным законным способом продлить договор аренды на новый срок. ВАС РФ указал, что договор аренды муниципального земельного участка, заключенный на новый срок без торгов, ничтожен (ст. 168 Гражданского кодекса РФ) как и соглашение о продлении такого договора. На основании постановления ВАС сформировалась судебная практика. Суды признавали договоры аренды муниципального имущества, продленные без торгов, ничтожными, а дополнительные соглашения о продлении таких договоров недействительными. Примеры – постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 сентября 2015 г. № Ф05-11373/2015, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2013 г. по делу № А65-18635/2012.

Антимонопольные органы с судьями соглашаются. Заключение договоров аренды муниципального имущества допускается на торгах (ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ). Нарушение этого правила ФАС рассматривает как ограничение конкуренции. Таким ограничением она считает в том числе продление договора аренды муниципального имущества на неопределенный срок. Орган местного самоуправления либо главу местной администрации могут привлечь к административной ответственности по части 1 статьи 14.49 КоАП РФ, выдать предписания об устранении нарушений требований закона (решение Владимирского областного суда от 2 сентября 2014 г. № 11-291/2014).

Когда мунипалитет может продлить договор аренды

Чтобы понять, можно ли продлить договорные отношения с арендатором без торгов и избежать негативных последствий, обратите внимание на дату заключения основного договора аренды. ВАС РФ в постановлении № 73 указал, что продление договоров аренды на неопределенный срок без проведения торгов допустимо, если основной договор стороны заключили до вступления в силу норм об обязательном заключении договоров в отношении публичного имущества на торгах Закона № 135-ФЗ. Эти нормы были установлены статьей 17.1 Закона № 135-ФЗ. Она введена Федеральным законом от 30 июня 2008 г. № 108-ФЗ, который вступил в силу с 2 июля 2008 года.

Позицию ВАС РФ поддерживают и суды общей юрисдикции.

Пример 1. Антимонопольная служба привлекла орган местного самоуправления к административной ответственности. Орган местного самоуправления продлил договор аренды муниципального имущества (нежилого помещения) на неопределенный срок без торгов. По мнению ФАС, тем самым местные власти предоставили арендатору незаконную преференцию. Это противоречит статье 15 Закона № 135-ФЗ.

Муниципалитет не согласился с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности и обратился в суд. Суды установили, что договор аренды был заключен до 2 июля 2008 года. Поэтому положения статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ к спорным правоотношениям неприменимы. Суд удовлетворил требования муниципалитета и признал незаконным постановление ФАС.

Порядок заключения договоров аренды муниципального имущества и признание его ничтожным

Договор аренды может быть признан ничтожным и расторгнут, если он заключен после вступления в силу положений Закона № 135-ФЗ об обязательном заключении таких договоров на торгах. Это правило действует, даже если арендатор продолжает пользоваться объектом аренды после истечения срока его действия и ни одна из сторон не заявила о желании прекратить договорные отношения.

Полезно знать

Чтобы заявить о намерении прекратить договорные отношения и потребовать возврата имущества, направьте арендатору письменное уведомление

Пример 2. Муниципалитет потребовал, чтобы компания вернула ранее переданное в аренду имущество по акту приема-передачи. Арендатор отказался. Аргумент: срок действия ранее заключенного договора аренды истек и ни одна из сторон не заявила о намерении прекратить договорные отношения. В связи с этим договор должен быть продлен на неопределенный срок.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали органу местной власти в иске. Но кассация судебные акты отменила и поддержала требования муниципалитета. Договор в установленном порядке не продлевался и прекратил свое действие в связи с истечением срока, на который он был заключен (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 августа 2016 г. № Ф09-7143/16 по делу № А71-6860/2015).

Договор аренды и безвозмездного пользования муниципального имущества может быть продлен на неопределенный срок

Если стороны заключили договор безвозмездного пользования (ссуды), то на ссудополучателя возлагается обязанность содержать полученное имущество (ст. 695 Гражданского кодекса РФ). В отношении договора ссуды муниципального имущества допускается его продление на неопределенный срок. Судебная практика это подтверждает.

Пример 3. Орган местного самоуправления до вступления в силу Закона № 135-ФЗ заключил договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом. Когда срок действия договора истек, муниципалитет продлил его без проведения конкурса. Это произошло после 2 июля 2008 года. Но орган местного самоуправления руководствовался пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ.

ФАС усмотрела в действиях муниципалитета нарушение федерального законодательства о защите конкуренции и обратилась в суд. Она потребовала признать дополнительное соглашение недействительной сделкой и возвратить имущество в казну муниципального образования. Часть требований суд удовлетворил. Он признал дополнительное соглашение недействительной сделкой. Судьи указали, что положения статьи 621 Гражданского кодекса РФ нельзя истолковать как создающие возможность обхода правил об обязательности торгов в установленных законом случаях. Это выводило бы определенный круг хозяйствующих субъектов из сферы действия антимонопольного законодательства, создавая неравные условия хозяйствования, и не отвечало бы целям Закона № 135-ФЗ. Но в требовании о возврате муниципального имущества в казну муниципального образования судьи отказали. Ссудополучатель продолжает пользоваться имуществом, и требования о его возврате заявлены не были. Поэтому основной договор ссуды считается пролонгированным на неопределенный срок. Президиум ВАС РФ поддержал нижестоящие суды (постановление от 28 декабря 2010 г. № 9143/10).

Выводы

  1. Не подписывайте дополнительные соглашения о продлении срока действия договора, который вы заключили до 2 июля 2008 года. Контролеры признают это нарушением федерального законодательства о защите конкуренции. Регистрирующий орган может отказать в регистрации дополнительных соглашений (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2015 г. № 13АП-1619/2015).
  2. Если необходимо сохранить отношения с действующим арендатором или ссудополучателем, а основной договор был заключен до вступления в силу Закона № 135-ФЗ, тактика умолчания сработает. Не нужно совершать никаких действий, чтобы продлить срок договора. Он будет считаться продленным на неопределенный срок на основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ. Любая из сторон вправе отказаться от договора аренды, заключенного на неопределенный срок, исходя из положений пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса РФ.
  3. Если договор был заключен после 2 июля 2008 года, пролонгировать его на определенный или на неопределенный срок в обход конкурентных процедур нельзя. Орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления, допустившие такое нарушение, могут быть привлечены к административной ответственности.

Сегодня большинство предприятий желает подписать с различными органами власти – договор об аренде имущества. При этом следует осознавать, что оформлять подобные документы нужно правильным образом, тогда они и смогут защитить сторон сделки от лишних проблем.

Что касается формы документа, то она письменная. Необходимо составить единый документ, после чего подписать его сторонами. Если не будут соблюдены важные условия, то договор не является действительным.

В договоре должны быть прописаны:

  • Имущество, которое и планируется передать в пользование;
  • Цену;
  • Срок пользования данным имуществом;
  • Сведения о собственнике.

Когда недвижимость передается в пользование на определенное время, а именно – меньше года, то сделку нужно будет зарегистрировать, ведь это важнейшее условие, о котором нельзя забывать. Иначе соглашение не будет иметь какого-либо значения.

Какое имущество относится к муниципальному?

Важно знать, что аренда государственного или муниципального имущества пользуется особой актуальностью, о чем следует знать. Основная причина этого в совершенствовании законодательных требований.

Это и высокая стабильность документов данного вида, если сравнивать с аналогичными сделками, которые сегодня все чаще и чаще проводятся с коммерческими структурами.

Необходимо знать, государственная собственность в нашей стране – представляет собой, то самое имущество, владельцем которого выступает государство.

Сюда можно отнести и имущество, владельцем которой могут быть:

  • Край;
  • Автономный округ, область;
  • Республика;
  • Или же города федерального значения.

Что касается муниципальной собственности, то сюда относится имущество, его владельцем являются:

  • Сельские или городские поселения;
  • Иные муниципальные структуры.

Всегда нужно знать органы власти, они имеют право приобретать муниципальные площади, выступая от имени муниципальных структур в суде. Важно выполнять обязанности, имущественные права.

Как взять муниципальное имущество в аренду?

Если осуществляется сдача в аренду муниципального или государственного помещения, то всегда принято заключать договор, так как это важное условие. Такая сделка может быть осуществлена исключительно после того, как будут проведены торги.

Это объясняется тем, что действительно без торгов в аренду принято предоставлять:

  • Медицинским компаниям. Для расположения на объектах сетей связи или почты; Политическим партиям;
  • Сюда можно отнести и организации, которые станут специализироваться в сфере направления услуг образования.

Чтобы можно было с легкостью арендовать имущество, принадлежащее государству, то предпринимателю необходимо обратиться в учреждение, за ним и закрепляется объект. Сюда можно отнести и управляющую компанию, которая станет курировать данное помещение.

Следует добавить, что предприниматель, выполняющий свои обязанности, сможет заключить документ на срок с арендодателем, при этом делая это без всяких торгов.

Если возникают трудности в плане понимания сути этой сделки, то можно проконсультироваться с опытными юристами. Они и позволят избежать совершения ошибок, не сталкиваясь с лишними проволочками в дальнейшем. В результате сделка считается заключенной, а стороны лишены мошеннических действий по отношению друг к другу.

ДОГОВОР АРЕНДЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА N ____
г. Дмитров Московской области «___» ______ 200__ г.
I. СТОРОНЫ ДОГОВОРА
Комитет по управлению муниципальным имуществом Дмитровского района Московской области (далее — Комитет) в лице председателя Орлова Дмитрия Николаевича, действующего на основании Положения о Комитете, именуемый в дальнейшем «Арендодатель», муниципальное предприятие (учреждение) ______________, именуемое в дальнейшем «Балансодержатель», в лице ___________ и __________________________, именуемое в дальнейшем «Арендатор», в лице __________________________, действующего на основании __________________________, заключили настоящий договор (далее — Договор).
II. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
Предметом Договора является аренда — передача во временное пользование за плату недвижимой муниципальной собственности Дмитровского района Московской области (далее — Имущество), расположенной по адресу: _________________________, общей площадью ______ кв. м. В составе нежилых помещений: _________________ согласно техническому паспорту БТИ N ______ от _____________ 200__ г.
Для __________________________________________________
(цель использования)
III. СРОК ДОГОВОРА АРЕНДЫ
Срок действия Договора:
Начало «___» ______________ 20____ года.
Окончание «___» _____________ 20___ года.
IV. ПОРЯДОК И СРОКИ ВНЕСЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ
4.1. За пользование Имуществом Арендатор ежемесячно не позднее 10 числа текущего месяца перечисляет в бюджет Дмитровского района Московской области арендную плату в размере, указанном в Сводной таблице коэффициентов для расчета арендной платы за муниципальное недвижимое имущество» (приложение 1 к Договору) (далее — Приложение 1). Арендная плата рассчитывается в соответствии с Порядком расчета арендной платы за нежилые помещения (здания, сооружения), находящиеся в муниципальной собственности Дмитровского района Московской области, утверждаемым решением Совета депутатов Дмитровского района Московской области.
Налог на добавленную стоимость перечисляется Арендатором самостоятельно.
4.2. Изменение арендной платы, указанной в Приложении 1, производится Арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения размера базовой ставки арендной платы за 1 квадратный метр общей площади в месяц в соответствии с постановлением администрации Дмитровского района Московской области.
4.3. Арендная плата по Договору не включает арендную плату за пользование земельным участком, на котором расположено Имущество.
V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АРЕНДАТОРА
5.1. Арендатор имеет право:
— по окончании срока Договора либо при его досрочном расторжении изъять из Имущества произведенные им улучшения, которые могут быть отделены без вреда для Имущества.
5.2. Арендатор обязан:
5.2.1. Принять от Балансодержателя Имущество: прием-передача осуществляется по акту, утверждаемому Арендодателем, в котором отражается техническое состояние Имущества на момент передачи.
5.2.2. В десятидневный срок с момента передачи Имущества заключить договор на возмещение расходов Балансодержателя по его содержанию.
5.2.3. Заключить в десятидневный срок с момента передачи Имущества договоры на оплату коммунальных услуг.
5.2.4. Своевременно и в порядке, установленном настоящим Договором, вносить арендную плату за пользование Имуществом.
5.2.5. Представлять Арендодателю копии платежных документов о произведенной оплате арендной платы с отметкой банка или почтового отделения об исполнении; указанные копии должны быть представлены Арендодателю в течение десяти рабочих дней, считая со дня, указанного в отметке об исполнении.
5.2.6. Использовать Имущество исключительно в соответствии с его назначением и условиями, предусмотренными Договором.
5.2.7. Соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные нормы эксплуатации нежилых помещений.
5.2.8. Поддерживать Имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт и нести расходы на содержание Имущества.
5.2.9. Использовать земельный участок (часть земельного участка), на котором расположено Имущество, в соответствии с условиями договора аренды земельного участка.
5.2.10 . Производить переустройство, перепланировку либо иные изменения, затрагивающие конструкцию Имущества, лишь с письменного согласия Балансодержателя и Арендодателя, а также по согласованию с органами архитектуры, СЭС, энергонадзора и т. д.
5.2.11 . Сообщать Арендодателю и Балансодержателю обо всех нарушениях прав собственника, а также нарушениях прав Арендатора и претензиях на Имущество со стороны третьих лиц.
5.2.12 . Обеспечить представителю Арендодателя, а также представителям органов, контролирующих соблюдение требований, перечисленных в п. 5.2.7, возможность контроля за использованием Имущества (допуск в помещение, осмотр, представление документации и т. д.), обеспечивать беспрепятственный допуск работников специализированных эксплуатационных и ремонтно-строительных служб для производства работ, носящих аварийный характер.
5.2.13 . Не позднее чем за два месяца письменно уведомить Арендодателя о досрочном расторжении Договора или о намерении заключить Договор на новый срок.
5.2.14 . По истечении срока Договора, а также при досрочном расторжении Договора или освобождении Имущества передать его в течение 10 рабочих дней по акту Балансодержателю в присутствии представителя Арендодателя в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа и произведенных улучшений.
5.2.15 . Обеспечивать сохранность Имущества и за счет собственных средств возмещать Балансодержателю нанесенный ему ущерб по вине Арендатора.
5.2.16 . Заключить договор страхования Имущества в соответствии с нормами статьи 4 Положения о порядке сдачи в аренду муниципального имущества Дмитровского района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Дмитровского района Московской области от 27.03.1998 N 90/17 «Об утверждении Порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью Дмитровского района Московской области» (в редакции решений от 29.09.2000 N 260/51, 20.04.2001 N 31/5 и 28.11.2003 N 275/51), и представить в Комитет копию договора страхования или страхового полиса.
5.2.17 . Производить за свой счет с письменного согласия Арендодателя капитальный ремонт Имущества, вызванный неотложной необходимостью.
5.2.18 . Провести мероприятия по оборудованию арендуемого помещения для беспрепятственного доступа инвалидов с заболеваниями опорно-двигательной системы и зрения.
5.2.19 . Произвести в течение 30 календарных дней с момента подписания Договора (для договора аренды сроком действия равным или более года) государственную регистрацию настоящего Договора за свой счет в Управлении (филиале) Московской областной регистрационной палаты в Дмитровском районе.
5.3. Арендатор не имеет права:
5.3.1. Сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем).
5.3.2. Использовать Имущество в качестве предмета залога или вклада в уставный капитал (фонд) других предприятий.
5.3.3. Удерживать или препятствовать возврату Имущества Арендодателю по истечении срока Договора или досрочном его расторжении.
5.3.4. На возмещение стоимости произведенных им за свой счет с письменного согласия Арендодателя неотделимых улучшений Имущества.
5.3.5. Выкупа арендованного Имущества по настоящему Договору.
5.3.6. На заключение Договора на новый срок преимущественно перед другими лицами, за исключением случаев, указанных в п. 2.5 Положения о порядке сдачи в аренду муниципального имущества Дмитровского района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Дмитровского района Московской области от 27.03.1998 N 90/17 (в редакции решений от 29.09.2000 N 260/51, 20.04.2001 N 31/5 и 28.11.2003 N 275/51).
VI. ОБЯЗАННОСТИ АРЕНДОДАТЕЛЯ
6.1. Арендодатель (его полномочный представитель) обязан присутствовать при передаче Имущества от Балансодержателя к Арендатору и от Арендатора к Балансодержателю.
6.2. Уведомлять Арендатора письменно путем направления почтового отправления или путем опубликования сообщения в газете «Дмитровский вестник» об изменении арендной платы за пользование Имуществом в разумный срок.
VII. ОБЯЗАННОСТИ БАЛАНСОДЕРЖАТЕЛЯ
7.1. Балансодержатель обязан:
7.1.1. В течение пяти рабочих дней после подписания Договора с участием Арендодателя передать Арендатору Имущество. Прием-передача Имущества осуществляется по акту, в котором отражается техническое состояние Имущества на момент передачи.
7.1.2. В десятидневный срок с момента передачи Имущества заключить с Арендатором договоры на возмещение расходов по содержанию Имущества и на оплату коммунальных услуг.
7.1.3. По истечении срока Договора, а также при досрочном расторжении Договора или освобождении Имущества принять его от Арендатора в течение 10 рабочих дней по акту в присутствии представителя Арендодателя.
VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
8.1. В случае нарушения порядка и сроков внесения арендной платы Арендатором Арендодатель начисляет пени в размере 0,7% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки в течение первых 90 дней и 1,5% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки свыше 90 дней. Первым днем просрочки считается день, следующий за сроком уплаты очередного платежа.
При просрочке внесения арендной платы свыше двух месяцев подряд Арендодатель вправе досрочно расторгнуть Договор в судебном порядке.
8.2. При нарушении пп. 5.3.1, 5.3.2 Договора Арендатор обязан уплатить в бюджет неустойку в размере 500% от суммы годовой арендной платы, при этом Арендодатель вправе досрочно расторгнуть Договор в судебном порядке. Указанное нарушение также дает право Арендодателю обратиться с иском о признании недействительным Договора, в соответствии с которым Имущество или его часть переданы в субаренду или пользование третьим лицам либо право аренды использовано в качестве предмета залога или вклада (независимо от того, как назван этот договор).
8.3. В случае невыполнения требований, изложенных в пп. 5.2.2 и 5.2.3, Балансодержатель вправе взыскать плату в двукратном размере понесенных расходов по содержанию Имущества за период пользования Арендатором Имуществом.
8.4. В случае нарушения Балансодержателем условий настоящего Договора по передаче Имущества Арендатору он уплачивает Арендатору штраф в размере 0,01% от балансовой стоимости Имущества.
IX. УВЕДОМЛЕНИЯ И СООБЩЕНИЯ
9.1. Все уведомления и сообщения, направляемые в соответствии с Договором или в связи с ним, должны составляться в письменной форме и будут считаться поданными надлежащим образом, если они посланы заказным письмом, по телетайпу, по телеграфу, телефаксу или вручены лично лицам, подписавшим Договор со стороны Арендатора, Арендодателя, Балансодержателя, за исключением случая, указанного в п. 4.2 настоящего Договора, о котором Арендатор может уведомляться путем опубликования сообщения в газете «Дмитровский вестник».
9.2. Стороны обязуются в трехдневный срок уведомлять друг друга об изменении места нахождения постоянно действующего органа управления и банковских реквизитов. Неисполнение стороной настоящего пункта лишает ее права ссылаться на то, что предусмотренные Договором уведомления не были направлены надлежащим образом. Признается официальным уведомлением публикация в местной печати соответствующего объявления.
9.3. Датой направления почтового уведомления или сообщения считается дата штемпеля почтового ведомства места отправления о принятии письма или телеграммы, или дата направления уведомления или сообщения по телетайпу, телефаксу, или дата личного вручения уведомления или сообщения стороне, или дата соответствующей публикации.
X. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
10.1. Стороны принимают меры к непосредственному урегулированию споров, возникающих из Договора. Споры, не урегулированные сторонами непосредственно, передаются на разрешение в арбитражный суд Московской области.
10.2. Любые изменения и дополнения к Договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны сторонами.
10.3. Если какое-либо из положений Договора становится недействительным, это не затрагивает действительности остальных положений. В этом случае стороны, насколько это допустимо в правовом отношении, в возможно более короткий срок договариваются о замене недействительного положения дополнением, сохраняющим экономические интересы сторон.
XI. ДОСРОЧНОЕ РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА
11.1. Настоящий Договор до окончания срока его действия может быть досрочно расторгнут в судебном порядке по требованию Арендодателя или Арендатора в случаях, предусмотренных статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, или в следующих случаях:
11.1.1. Если Арендатор более двух раз подряд по истечении установленного Договором срока платежа не вносит арендную плату.
11.1.2. При нарушении пп. 5.2.1 — 5.2.4, 5.2.6 — 5.2.10 , 5.2.12 , 5.2.15 — 5.2.18 Договора.
11.2. Во всех случаях досрочного расторжения Договора, предусмотренных настоящим разделом, расторжение осуществляется судом. Договор считается прекращенным с момента вступления в законную силу решения о расторжении Договора.
11.3. Договор составлен в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.
11.4. К Договору прилагаются и являются его неотъемлемой частью:
Приложение 1 «Сводная таблица коэффициентов для расчета арендной платы за муниципальное недвижимое имущество»;
Приложение 2 «Акт приема-передачи имущества».
XII. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА, БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ
И ПОДПИСИ СТОРОН
12.1. Арендодатель:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Дмитровского района. Адрес: 141800, Московская область, город Дмитров, площадь Торговая, д. 1. Телефоны: 993-91-29 , 993-95-14 , 7-42-96 .
12.1.1. Получатель платежей:
Дмитровское финансовое управление Министерства финансов Московской области. ИНН 5000001451, КПП 500731001. Банк: РКЦ г. Дмитрова Московского ГТУ Банка России, расчетный счет N 40204810400000100001, БИК 044689000, ОКОНХ 97420, ОКАТО 46208501000. Код ____________. Телефон 7-30-72 (993-90-72).
12.2. Балансодержатель:

Адрес:
__________________________________________________________________
12.3. Арендатор:
__________________________________________________________________
Адрес:
__________________________________________________________________
Расчетный счет N
__________________________________________________________________
в ________________________________________________________________
(наименование банка)
ИНН________________________ БИК ______________________________
Кор. счет ________________________________________________________
Телефон: _________________________________________________________
XIII. ПОДПИСИ СТОРОН:
Арендодатель: Балансодержатель: Арендатор:

____________________ __________________ ______________________
____________________ __________________ ______________________