Похороны традиции мусульман. Особенности поминального стола у мусульман: приметы, обычаи, традиции, обязательные блюда

Нам случилось столкнуться с таким обрядом один-единственный раз, во время путешествия. И, честно говоря, мусульманские похороны повергли нас в шок. Непривычное это было зрелище. Ничего общего с нашими христианскими правилами и обычаями. Стало даже несколько жутковато. Попробуем сплести воедино то, что было нами увидено и то, что рассказал наш гид и местный житель. Именно он поведал нам подробности о том, как хоронят мусульман.

Начнем с того, что могилы обязательно обращены к Мекке. Каждый проходящий должен читать молитву (суру). На каждом кладбище - помещения для омовения и обмывания усопших. На мусульманском погосте запрещено захоронение не мусульманина и наоборот. Если умерла женщина, не принявшая веру, но носящая ребенка от мусульманина, ее хоронят спиной к Мекке, так, чтобы ребенок был расположен к Мекке лицом. Не приветствуются надгробные сооружения в виде мавзолеев и склепов, поскольку излишний шик и богатство могут вызывать зависть и привести к искушению.

Шариатом строжайше запрещены громкие оплакивания умершего, который будет страдать в этом случае. Плачущий мужчина упрекается, женщины и дети нежно успокаиваются. Горе нужно перенести терпеливо, тогда Аллах поможет и поддержит.

Похороны у мусульман проводят лишь единожды. Вскрытия могил и перезахоронения запрещены. Однако бывают все же исключительные случаи. Например, когда тело захоронено на чужой земле (правильнее сказать - узурпированной), если в процессе были нарушены правила, если кладбище не мусульманское, если есть опасность надругания над телом, если после похорон найдены части тела покойного.

Немного подробнее о том, Оттягивать этот процесс не принято. Совершается захоронение на ближайшем Покойника укладывают головой в сторону Кыблы, опуская тело ногами вниз. Если это женщина, то при опускании растягивают покрывало (мужчины не должны видеть саван). Горсть земли, брошенная в могилу, сопровождается словами, означающими в переводе: "Мы все принадлежим Богу, к нему возвращаемся". Могила должна возвышаться на 4 пальца, политься водой и 7 раз посыпаться горстью земли. В это время читают и Священные писания продолжает читать оставленный у могилы человек уже даже после того, как все разошлись.

Как хоронят мусульман, а также во многом зависят от местности. Лахад включает в себя айван 1,5 на 2,5 м (глубина около полутора метров) и келью внутри с проделанным заранее круглым (в диаметре 80 см) входом. Ярма (больше тела на 50 см с обеих сторон) должна состоять из внутренней полки и айвана. А полка (шикка) соответствует длине тела. Хищники не должны почувствовать запах и раскопать тело, поэтому кабр укрепляют. В гробу, как это принято у православных, мусульман не хоронят. Если нет возможности похоронить тело на суше, над умершим проводится обряд омовения, его окутывают, читают молитвы, привязывают камень к ногам и погружают в воду, выбрав глубокое место.

Если у православных человека отправляют в последний путь побритым и ухоженным, то у мусульман не стригут ни бороду, ни волосы, ни ногти. Это можно делать лишь при жизни.

Прежде, чем приступить к окутыванию мужчины, расстилают на ложе так называемую лифофу, посыпая ее приятно пахнущими травами. Потом раскатывается изор, на который укладывается умерший, облаченный уже в камис. Руки не скрещиваются на груди, а укладываются вдоль тела. Покойный натирается благовониями. В это время идет чтение молитв и прощание. Затем тело окутывается изором (сначала сторона левая, а потом уже правая) и лифофой (заворачивается, как и изором). У ног, пояса и головы завязываются узлы. Развязывают их при опускании тела в могилу.

Так же и с женщинами. Только прежде, чем одеть камис, грудь умершей покрывается от живота до подмышек хиркой. Волосы опускаются на камис, лицо накрывают подложенным под голову химором.

Если смерть не внезапная, то над умирающим совершают четко установленный обряд в присутствии духовного лица, с чтением определенных молитв. К погребению мусульмане относятся крайне серьезно, поэтому точнейшее соблюдение всех тонкостей обязательно. Это - священный долг. Умирающего, независимо от того, какого он возраста и пола, укладывают на бок, обращая его лицо к Мекке. Идет чтение молитвы «Калимат-шахадат», затем ему дают глоток жидкости, несколько капель священной воды или сока граната. Плакать и громко разговаривать в это время запрещается. После наступления смерти подвязывают подбородок, глаза закрывают, выпрямляют ноги и руки, накрывают лицо, а на живот во избежание вздутия укладывается камень (или что-то тяжелое). В некоторых случаях совершается «махрам-суви» - омывание загрязненных частей тела.

Обязательно перед захоронением чтение молитвы погребальной, называемой "Джаназа". Читает ее имам, стоящий ближе всех к покойному. Произносящий молитву просит о благосклонности к ушедшему, о прощении, приветствии и милости. Поклоны при молении не совершают. Затем у собравшихся спрашивают, должен ли что-то покойный, или должен ли кто-то ему. Похороны без прочтения этой молитвы недействительны.

Затем уже следует само погребение.

Сложно описать чувства и эмоции, когда мы видели, как хоронят мусульман. Что-то завораживающее, торжественно-мистическое было в этом обряде. И еще внушающее уважение к чужой религии. Необыкновенно торжественно и красиво, несмотря на понимание того, что для близких ушедшего - это большое горе.

Как проходят похороны у мусульман? Традиции, обычаи обряды по Шариату

Кто был на похоронах мусульманина, не забудет этого никогда.

Больше всего поражает, с каким трепетом родные и друзья покойного стараются выполнить все предписания Шариата и похоронить близкого как Настоящего Мусульманина. Начиная от предсмертного состояния, и пока не пройдет год (и даже большее) после похорон, родственники будут старательно выполнять определенные ритуалы. Многие из них покажутся человеку незнающему странными, но для истинных мусульман они важны, они священны. Сами похороны проходят в несколько этапов.

Подготовка к похоронам

Коран призывает готовиться к смерти на протяжении всей жизни, чтобы по ее окончании с легким сердцем принять столь сложное испытание. Особые ритуалы, прописанные в Шариате, начинают выполнять пока человек еще жив, но уже при смерти. Первым делом приглашают имама- мусульманского священника, чтобы над смертным ложе читался “Калимат-шахадат”. Кроме чтения молитвы, делают следующее:

Умирающего кладут на спину ногами к Мекке. Это олицетворение пути души к святому месту.

Нужно помочь страждущему справиться с жаждой, дав глоток холодной воды. По возможности капают в рот гранатовый сок или Зам-Зам - священную воду.

Громко плакать запрещено, чтобы умирающий мог сосредоточиться на своем последнем испытании и не горевал о мирском. Поэтому сердобольных женщин могут и не подпустить к кровати или вообще вывести из дома.

Сразу после смерти покойному закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, подвязывают подбородок. Тело накрывают тканью, на живот кладут тяжелый предмет.

Похороны у мусульман нужно провести как можно скорее, желательно в тот же день. Поэтому обычно последователей Ислама не везут в морг, а сразу же готовят к погребению.

Омовение и обмывание (тахарат и гусуль)

В Исламе строгое отношение к чистоте. Если не соблюдаются очищающие обряды, тело умершего считается оскверненным, а душа - неготовой к встрече с Богом. Тахарат - это омовение, очищение материального тела, в то время как гусуль - скорее ритуальное обмывание.

Сперва выбирают Гассала - ответственного человека, который будет проводить обряды омовения и обмывания. Это должен быть близкий родственник, обычно кто-то из старших. При этом женщины омывают женщин, мужчины - мужчин, но жена может омыть мужа. Еще как минимум три человека будут помогать Гассалу проводить очистительные обряды. Если нет возможности, чтобы покойного омыл человек его пола, вместо омовения водой проводят обряд таяммум - очищение землей или песком. Тахарат проходит в специальном помещении на кладбище или при мечети. Перед началом омовения в помещении зажигают благовония. Гассал трижды моет руки и надевает перчатки. Далее прикрывает тканью нижнюю часть покойного и совершает процедуру очищения. Потом следует обмывание (гусуль). Тело покойного обмывают 3 раза: водой с кедровым порошком, с камфорой и чистой водой. Все части тела обмывают и вытирают поочередно, голову и бороду моют с мылом.

Окутывание в саван (кафан)

По обычаям мусульман и мужчин и женщин хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (камиса) и окутанными в несколько полотняных кусков. Богатого и уважаемого мусульманина, который не оставил после себя долгов, окутывают в дорогую ткань. Но не в шелк: мужчине-мусульманину даже при жизни запрещено носить шелка.

Мужской саван - это рубаха, кусок ткани для окутывания низа тела и большой отрез ткани, чтобы окутать все тело с головой со всех сторон.

Женский саван состоит из такой же рубахи, только до колен, куска ткани для нижней части, большого отреза ткани, чтобы окутать тело со всех сторон, а также из отреза для волос и еще одного для груди. Новорожденных и совсем маленьких детей окутывают одним отрезом полностью. По мусульманским обычаям покойного облачают в саван самые близкие родственники, обычно те же, кто принимал участие в омовении.

Погребение (дафн)

Мусульманские захоронения проходят только на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду. То есть, если мусульманин кремировал тело родственника, это все равно что он обрек своего близкого на адские муки. В могилу покойного опускают ногами вниз, над женщинами при этом держат покрывало: даже после смерти никто не должен видеть ее тела. Имам кидает в могилу горсть земли, произносит суру. Потом место захоронения поливают водой, семь раз кидают землю. После похорон мусульманина все уходят, но один человек остается читать молитвы за душу покойного. Кстати, так как мусульман хоронят без гроба, после похорон дикие животные могут учуять запах и раскопать могилу. Этого допускать нельзя: осквернять могилу и мертвое тело - страшный грех. Мусульманский народ нашел выход в жженом кирпиче. Им укрепляют могилу, чтобы ее нельзя было раскопать, а жженый запах отпугивает животных.

Погребальная молитва (джаназа).
Мусульман хоронят без гроба. Вместо него используют специальные носилки с крышкой (тобут). Покойного на носилках относят к могиле, где имам начинает читать джаназу. Это очень сильная и важная молитва в исламской традиции. Если ее не прочитать, похороны мусульманина считаются недействительными.

Мусульманские поминки

Сразу после похорон не устраивают никаких пиршеств. Первые три дня после смерти родные должны только молиться об умершем, а готовку и хозяйственные дела свести к минимуму. На 3, 7 И 40 дни после похорон, а также через год проводятся поминальные трапезы. Все эти дни (до сорокового) в доме покойного не должна звучать музыка. Роскошные поминки с изысканными блюдами среди радикальных мусульман осуждаются. Исламом запрещает “объедать” семью покойного, вынуждать скорбящих родных хлопотать по хозяйству. Вместо этого нужно всячески поддерживать, помогать как морально, так и материально. Поминальная трапеза должна быть простым обедом в кругу близких.

Поминки в Исламе - это прежде всего поминовение умершего, молитва за его душу и возможность для семьи сплотиться, чтобы легче пережить горе. Алкоголь на поминках у мусульман под строгим запретом.

Стены мечетей, обрезание и похоронный обряд – это всё, с чем у многих мусульман ассоциируется религия Аллаха. В публикациях на нашем сайте мы много раз повторяли: Ислам гораздо шире этих понятий! Сегодня мы хотим рассказать о том, что и в рамках похорон наши действия зачастую расходятся с тем, чего от нас требует Шариат. О том, как провести похороны согласно Сунне. И пусть каждый, кто откроет в этой статье для себя что-то новое, лишний раз спросит себя: почему я поступал именно так, а не по-другому? Почему не интересовался, что об этом говорят Сунна и труды учёных Ислама? Чем я руководствуюсь, когда совершаю что-то от имени Ислама?

Вниманию читателя предлагается описание процесса похорон согласно Шариату (по шафиитскому мазхабу), с момента, когда к человеку подступает смерть, до того, как его могила будет полностью засыпана землёй. А также некоторые выводы и параллели с тем, как похоронный процесс проходит у мусульман Дагестана.

Когда мусульманин находится при смерти

…его желательно положить на правый бок так, чтобы лицом он был обращён в сторону киблы. Если же это невозможно или трудно сделать, то умирающего надо положить на спину, немного приподнять голову и обратить лицо и ступни в сторону киблы. Желательно (сунна) напоминать умирающему о необходимости повторять слова шахады: «ля илягьа илляЛлагь». Однако делать это необходимо в мягкой форме, без проявления настойчивости, не говоря ему: «скажи…». В хадисе имама Муслима (№ 916, 917) передаётся: «Подсказывайте вашим умирающим [слова]: “ля илягьа илля Ллагь”». Желательно читать перед умирающим суру «Йа Син», как об этом передаётся в хадисе: «Читайте вашим умирающим “Йа Син”» (Абу Дауд , № 3121; Ибн Хиббан , № 720). Хадис является слабым, однако данное действие также передаётся от сподвижников.

Также желательно напоминать умирающему мусульманину о милости и прощении Всевышнего и внушать надежду на то, что Аллах простит ему все грехи за его веру и единобожие. В достоверном хадисе говорится: «Я [буду Таким], Каким Меня представлял Мой раб» (Аль-Бухари , № 6970; Муслим, № 2675).

Непосредственно после смерти

…желательно закрыть глаза покойного (имам Муслим, № 960), связать его челюсть повязкой, чтобы рот не остался открытым; размягчить все его суставы, положить что-нибудь тяжёлое на его живот, чтобы он не вздулся; затем снять с него всю одежду, положить на кровать или что-либо приподнятое от земли, повернуть в сторону киблы и накрыть всё тело лёгким покрывалом.

Обязанности мусульман по отношению к умершему

После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением четырёх вещей: омыть его тело (гусль), обернуть его в саван (такфин), совершить за него заупокойную молитву и похоронить. Перечисленное является коллективной обязанностью (фард уль-кифая) мусульман населённого пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех мусульман населённого пункта.

Первым из четырёх перечисленных выше действий совершается полное омовение тела (гусль), минимальный уровень которого заключается в очищении тела от нечистот (наджаса) и последующем полном купании. Мужчину обязательно должен мыть мужчина, а женщину – женщина. Исключение составляют муж и жена друг для друга. Если же для купания мужчины нет никого, кроме посторонних женщин, или для купания женщины нет никого, кроме посторонних мужчин, то купание не совершается. Вместо него совершается таяммум (омовение пыльной землёй). В общем же совершение купания является обязательным для каждого умершего мусульманина и мусульманки, за исключением шахида – мусульманина, погибшего непосредственно в сражении за возвышение Слова Аллаха.

Минимальный уровень такфина, соответствующего Сунне, заключается в том, чтобы завернуть в саван всё тело умершего. Обязательным же является покрытие аврата. Желательно завернуть умершего мужчину тремя покрывалами белого цвета (другой цвет нежелателен), каждое из которых покрывает всё тело, как об этом передаётся в хадисе от Айши (имам аль-Бухари, № 1214; имам Муслим, №941). Женщину желательно завернуть в пять покрывал: одним завернуть тело ниже пупка, вторым – завернуть голову, третьим – часть тела выше пупка, оставшимися двумя – всё тело женщины. Об этом передаётся в хадисе, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел завернуть свою дочь Уммукульсум .

Если умерший мусульманин находился в состоянии ихрама (был паломником), его голову (если это женщина, – то лицо) необходимо оставить открытым (имам аль-Бухари, № 1208).

Выкидыш

Если от выкидыша не было слышно крика и не исходило других признаков жизни, но срок беременности был четыре месяца и более, то его купают, заворачивают в саван и хоронят, но за него не совершают заупокойную молитву. Если же срок беременности был менее четырёх месяцев и у выкидыша не было черт лица, то его лишь заворачивают в ткань и хоронят.

Если же от выкидыша был слышен крик, он дрожал или проявлял другие признаки жизни, то за него совершается заупокойная молитва и всё, что было перечислено выше. В этом отношении не делается различий между выкидышем и взрослым человеком. Передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если выкидыш подал признаки жизни, помолитесь за него…»
(Ибн Маджа , № 1508). (См. также ат-Тирмизи , № 1032.)

Соболезнования

…желательно выразить семье покойного (Ибн Маджа, №1601) в течение трёх дней после его смерти и нежелательно делать это по прошествии трёх дней, чтобы не напоминать родным об их горе. Если же человек отсутствовал эти три дня, то для него в этом нет нежелательности. Также нежелательно повторять соболезнование, а выражать его лучше после захоронения тела, кроме как если родственники покойного сильно подавлены горем. В таком случае лучше сделать это раньше, чтобы утешить их. (См. ан-Навав и, «Равдату т-талибин», № 1/664.)

Соболезнование (та’зия) – это призыв к терпению, за которое полагается награда Аллаха, и дуа за мёртвого о прощении его грехов («Равдату т-талибин», № 1/664).

Сопровождение носилок до могилы

…является желательным для мужчин (имам аль-Бухари, № 1182), как и присутствие на похоронах до того, пока могила не будет полностью засыпана. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто присутствовал на похоронах и совершил заупокойную молитву, – один кират; тому же, кто присутствовал до захоронения тела, – два кирата». Его спросили: «А что значит два кирата?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Две огромные горы [награды от Аллаха]».

Что касается женщин, то для них присутствие на похоронном процессе нежелательно, как это следует из хадисов, переданных имамом аль-Бухари (№ 1219), имамом Муслимом (№ 938) и Ибн Маджа (от Ал и).

Желательно нести носилки быстро, но аккуратно – так, чтобы покойный не мог выпасть. Также желательно, чтобы носилки были закрытыми и накрыты покрывалом. Особенно это касается покойницы-женщины.

Нежелательно разговаривать и тем более повышать голос во время сопровождения носилок с покойным (Абу Давуд, № 3171). Желательно идти впереди носилок недалеко от них, но можно идти и сзади, и по бокам. (См. Абу Давуд, № 3179, 3180.) Нет нежелательности в том, чтобы мусульманин сопровождал умершего родственника (соседа) немусульманина.

Заупокойная молитва (джаназа-намаз)

…не будет действительной без омывания тела покойного (гусля) и оборачивания в саван. Она состоит в следующем:

– Вся молитва совершается стоя: молящийся четыре раза поднимает руки (как он это делает в обычной молитве), стоя, произнося такбир (Аллагьу Акбар), первому из которых сопутствует намерение на совершение заупокойной молитвы за конкретного умершего мусульманина.

– После первого такбира молящийся складывает руки на груди, как в обычной молитве, и читает суру «Аль-Фатиха» (имам аль-Бухари, № 1270).

– После окончания чтения суры «Аль-Фатиха» молящийся совершает второй такбир, поднимая руки на уровень мочек ушей, после чего опять складывает руки на груди и читает благословение Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в любой форме, известной из Сунны. Самый простой вариант: «Аллагьумма салли гIаля МухIаммад». (См. ан-Насаи , № 4/75.)

– Затем молящийся совершает третий такбир, после которого, сложив руки на груди, читает дуа за покойного. Это главная цель совершения заупокойной молитвы. Наиболее простой вариант такого дуа:
«Аллагьумма-рхIамгьу» («О Аллах, помилуй его») или: «Аллагьумма-гъфир лягьу» («О Аллах, прости его»). (См. имам Муслим, №963; ан-Насаи, № 4/75.)

— Затем молящийся совершает четвёртый такбир, после которого, сложив руки на груди, читает дуа за всех мусульман, например, так: «Аллахумма ля тахримна аджраху ва ля тафтинна багдаху ва-гфир ляна ва ляху» (передал Абу Давуд (№ 3201) от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)).

– После этого молящийся совершает таслим: даёт салам направо и налево, как в обычной молитве: «Ас-саляму алейкум ва рахматуллах» («Мир вам и милость Аллаха»). (См. аль-Байхаки, № 4/43.)
Как уже было сказано, вся молитва совершается стоя, без поясных и земных поклонов.

Молиться за кяфира (неверующего), атеиста и др., даже если он кавказец, татарин, араб и т. п., недозволенно.

Захоронение

Минимальной глубиной могилы является глубина, при которой тело не смогут раскопать животные. Желательно, чтобы глубина могилы была в человеческий рост с вытянутыми руками, а ширина – 70–80 см. (См. Абу Давуд, № 3215, и ат-Тирмизи, № 1713.) Укладывая тело покойного в могилу, обязательно направлять его лицом в сторону киблы, более желательно уложить его на правый бок, укладывать же на левый бок является порицаемым (караха). Желательно также прижать щёку мёртвого к земле (имам Муслим, № 966). На мусульманских кладбищах иногда не соблюдают это предписание, в то время как согласно Шариату, если покойный не был повёрнут в сторону киблы, обязательно нужно вскрыть могилу и перезахоронить покойного, при условии что тело ещё не разложилось.

Желательно (если земля твёрдая), чтобы в стенке могилы, находящейся со стороны киблы, была вырыта ниша (выемка), в которую кладут тело, после чего выемку закладывают тонкими камнями или досками, так, чтобы на неё не осыпалась земля. Если же земля сыпучая, то тело кладут на дно могилы, в углубление, которое по краям поднимают кирпичами, а сверху, после того как положили тело, закрывают так же, как и нишу.

Желательно осторожно занести тело в могилу вперёд головой с той стороны, в которой будут ноги покойного (Абу Давуд, № 3211). Совершающему это действие желательно произнести: «Бисми-Ллягьи ва гIаля суннати расули-Ллягьи» (Абу Давуд, № 3213; ат-Тирмизи, № 1046).

В могилу желательно спускаться близким покойного, особенно когда хоронят женщину. После захоронения тела желательно (мустахаб) прочитать рядом с могилой молитвы-дуа талькин и тасбит, а также полить на могилу воду.

Ошибки и нововведения, связанные с похоронами

Всё, что противоречит правилам похорон, которые дошли до нас в Сунне, как, например, повышение голоса при сопровождении носилок с покойным, является нововведением (бид’а), которого следует остерегаться.

Нежелательно укреплять могилу материалами, при изготовлении которых использовался огонь, такими как гипс, цемент (раствор с его использованием) и другие (имам Муслим, № 970).
Запрещено возводить на могиле на общественном кладбище какие-либо постройки, что очень характерно для нашего времени. Такие постройки согласно шафиитскому мазхабу должны быть снесены, как на это указал имам ан-Навави в книгах «Равдату т-талибин» и «Маджму’».

Согласно Сунне могила не должна возвышаться больше, чем на пядь. Сообщается, что Али ибн Абу Талиб сказал Абу Хайяджу аль-Асади : «Не направить ли тебя к тому, к чему побуждал меня Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? Ты не должен оставить… ни одной возвышающейся (над землёй) могилы, не опустив её (до уровня земли)» (имам Муслим, № 969).

Тем более запрещены фотографии и изображения на надгробных камнях. Запрещены любые проявления недовольства волей Аллаха  и чрезмерность в скорби по мёртвому. Как, например, когда люди бьют себя по груди, щекам, рвут на себе одежду, кричат, причитают и т. п. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, по ком громко причитают, подвергается из-за этого мучениям» (имам аль-Бухари); «Не относится к нам тот, кто бьёт себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена джахилийи» (имам аль-Бухари, № 1232). Однако нет ничего плохого в естественном плаче при потере близких, который является проявлением мягкости сердца человека. Анас ибн Малик рассказывал: «Когда мы присутствовали на похоронах дочери Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он сидел у края её могилы, и я видел, как из глаз его льются слёзы» (имам аль-Бухари).

Распространившимся среди людей нововведением является приготовление пищи семьёй покойного и собрание людей для её принятия. Это новшество явно противоречит Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), согласно которой близким или соседям самим надлежит приготовить еду для семьи покойного. Причём в таком количестве, чтобы её хватило хотя бы на сутки (см. «Равдату т-талибин», № 1/665).

После того как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) узнал о смерти Джафара ибн Абу Талиба , он сказал: «Приготовьте еду для семьи Джафара: к ним пришло то, что озаботило их» (ат-Тирмизи, № 998; Абу Давуд, № 3132, и другие). Тем более запрещено приготовление еды для различного рода плакальщиц и им подобных, при этом неважно, приходятся они родственниками (-цами) покойному или нет. Потому что это будет поддержкой греха и продлением запретных согласно Шариату действий (см. «Равдату т-талибин», № 1/665). Ещё более запретным является использование на приготовление пищи, раздачу милостыни и прочие необязательные согласно шариату действия наследства умершего, причитающегося несовершеннолетним (сиротам).

Чтение Корана в местах собрания людей для выражения соболезнования также является запретным новшеством («Фикху-ль-манхаджи», № 1/263). Отдельно имам ан-Навави порицает сборища людей, где Коран читается как попало, без соблюдения установленных Сунной правил, как это часто имеет место во время современных похоронных обрядов.

Имам ан-Навави говорит, что это является запрещённым нововведением и что в таких сборищах грех совершает каждый, кто слышит такое чтение, способен остановить это действо и не делает этого. Ан-Навави пишет, что лично прилагал усилия в запрете и остановке подобных действий, за что надеется получить награду Всевышнего Аллаха. (См. «Тибьян», фаслюн фи истихIбаби тахIсини ссавти би-ль-Кьур’ан.)

Также нежелательно устраивать «посиделки» для принятия и выражения соболезнований, как на это указал имам ан-Навави («Равдату т-талибин», № 1/663).

Кроме того, согласно шафиитскому мазхабу запрещено перевозить тело для захоронения из одного населённого пункта в другой (см. Мухаммад Зухейли , «МугIтамад», № 1/644), что распространено в наше время.

Семь, сорок, пятьдесят два

Всё, что вы прочитали выше, было написано с опорой на труды учёных шафиитского мазхаба.
Основными источниками данной статьи являются две книги:

1) «Равдату т-талибин» (имам ан-Навави),
2) «Фикху-ль-манхаджи гIаля мазхаби-ль-имами аш-Шафии » (Мустафа аль-Хан , Мустафа аль-Буга, Али аш-Шарбаджи ).

Эти учёные рассмотрели в своих книгах те нововведения, с которыми они столкнулись лично, о которых слышали или знали из книг прежних учёных. Однако каждый народ, как правило, вводит в религию свои новшества, и неудивительно, что учёные не порицают в своих книгах те нововведения, о которых они не слышали и которые появились спустя много лет после их смерти. Однако нет сомнения, что для любого здравомыслящего человека достаточно прочитанного выше и общего понимания определения нововведения в Шариате, чтобы отвергнуть запретные новшества, которые практикуются в процессе похорон.

Одно из таких новшеств – отмечание трёх, семи, сорока, пятидесяти двух дней со дня смерти человека. Удивительно, как прочно вжилось в жизнь мусульман это не имеющее ничего общего с Исламом нововведение, указания на которое нет ни в Коране, ни в Сунне, ни в книгах учёных. Оно не имеет никакой основы в Шариате и является таким же запретным, как те новшества, на запретность которых указал имам ан-Навави (да будет милостив к нему Аллах). А с учётом того, что для многих людей Ислам стал ассоциироваться с похоронными обрядами, которые не имеют с религией Аллаха ничего общего, вред от подобных новшеств становится ещё больше.

Следует подчеркнуть, что Шариат не предписывает посещать могилы в течение определённого срока (3, 7, 40 дней) в строго определённое для этого время (утром и после обеда) с целью чтения определённых сур Корана и зикров, что является запрещённым нововведением.

В некоторых мусульманских регионах распространено чтение определённых сур Корана на четырёх углах могилы. Об этом ничего не сказано в Коране и Сунне, и этого нет в основных книгах шафиитского мазхаба, в которых подробнейшим образом разъяснён обряд похорон. О запретности этого действия, как нововведения, не имеющего никакой основы в Шариате, пишет Тайиб аль-Хараки (ад-Дагистани) .

Хотелось бы также отметить, что нет никакой основы в Шариате для практикующегося у нас на похоронах резания животного в момент вынесения покойного и других подобных нововведений, которых нет в шариатских книгах.

Заключение

То, что приведено в этой статье, является достаточным для проведения похорон согласно шариату, в которых не будет никакого ущемления прав покойного, хотя здесь и не написано обо всём, что желательно совершать на похоронах. Несовершение чего-либо желательного не является грехом или проявлением неуважения к покойному. И удивительно, что люди, которые в повседневной жизни и не думают соблюдать нормы Шариата, когда дело касается похорон, проявляют щепетильность в наиболее крайних формах при отстаивании желательных, а зачастую и явно запрещённых Шариатом действий. При этом они не ведают, что для определения желательности того или иного действия необходимо обращаться к источникам Шариата, которые нашли своё отражение в трудах учёных, в частности шафиитского мазхаба.

Удивительно, как люди, всю жизнь безразлично наблюдавшие пьянство покойного или несовершение им молитвы, запретность которых известны каждому ребёнку, крайне фанатично отстаивают привязывание какой-нибудь тряпки к какой-нибудь палке. Тогда как это не только ничем не поможет покойному, но и навредит живым.

И чем раздавать богатым людям носки, платки и сахар-рафинад, лучше найти бедных и дать им то, в чём они нуждаются. Лучше для всех. Как мы видим, согласно шафиитскому мазхабу многое из того, что распространено среди наших людей, является порицаемым и даже грехом (постройки на могилах, угощения на похоронах и т. п.)

Однако, когда люди придерживаются в этих вопросах традиционного шафиитского мазхаба, их почему-то обвиняют в нетрадиционализме, ваххабизме и разных других «измах».

Интересно, что если собрать все средства, которые тратятся на то, к чему Шариат как минимум не призывает (большой надгробный камень, кормление сотен соболезнующих и т. п.), то за один год только в одной только Махачкале можно собрать более пяти миллионов долларов. И как было бы хорошо потратить эти деньги на что-нибудь действительно полезное как для умерших, так и для живых.

Ислам – самая молодая религия мира, возникшая в VII веке н.э., однако её успехи не могут не впечатлять. Из 7,3 млрд. человек, населяющих планету Земля (данные ООН по состоянию на июль 2016 года), более 1,5 млрд. официально признают себя его приверженцами – мусульманами. Простой приблизительный подсчёт показывает, что мусульманином является каждый седьмой житель планеты, что выводит ислам на второе место в мире по численности верующих после христианства. Если же учесть, что от 14 до 17% населения Земли признают себя неверующими или атеистами, то этот показатель становится ещё более впечатляющим. В 28 странах ислам является государственной или официальной религией, во многих других странах (более 100 из официально признанных 252) существуют значительные мусульманские диаспоры. Всё это способствует значительному упрочнению влияния ислама в современном мире и его активизации. Некоторые исследователи считают его не просто религией, но и настоящим образом жизни, который полностью выражает себя в личности истинного (правоверного) мусульманина и определяет мировоззрение и поведение своих адептов во всех жизненных ситуациях. Одной из важнейших среди них является обряд похорон и поминок.

Поведение мусульманина при жизни и перед смертью

Как и прочие религии мира, ислам проповедует веру в вечную жизнь после смерти и Судный день. Смерть для мусульманина, которую иногда называют «хазимуль-ляззат» – это средство, разрушающее его земные прихоти и страсти, и своеобразный переход из земного существования в загробное, где он будет спать в муках или в спокойствии – сообразно тому, как он жил – до Судного дня.

Подобно японским самураям, с детства готовившим себя к смерти, мусульмане также готовятся к этому неминуемому событию в жизни каждого человека. Согласно исламу, к каждому человеку приставлены два ангела, которые записывают все его поступки в специальную книгу. Эту книга будет главным документом всей его жизни во время Страшного Суда, и по совокупности записей в ней Аллах будет решать, какого положения человек достоин после своей кончины. Поэтому ислам предписывает своим последователям не только соблюдать его заповеди и догматы и стремиться вести праведный и богоугодный образ жизни, но и следовать т.н. «пяти столпам», включающим в себя:

  1. исповедание веры (шахаду).
  2. молитву (намаз).
  3. соблюдение поста в рамадан.
  4. милостыню – как обязательную (закят), так и добровольную (садака).
  5. паломничество (хадж) в Мекку.

Некоторые богословы также включают в этот список джихад, известный в пяти формах ещё с IX века н.э., однако по этому поводу среди мусульман нет единого мнения.


Похоронам в исламе придаётся очень большое значение, и не случайно среди мусульман-стариков бытует выражение «Наши дети в исламе, и есть кому нас похоронить». Однако для ближайших родственников последние минуты жизни близкого человека – это всегда стресс и потрясение, к тому же связанные с неизбежными мирскими хлопотами (официальная констатация смерти медиками и органами правопорядка, получение свидетельства о смерти, организация похорон и т.д.), поэтому зачастую многие важные элементы обряда просто забываются или упускаются из виду. Между тем духовная помощь умирающему мусульманину порой бывает важнее медицинской, особенно в том случае, если врачи уже бессильны что-либо предпринять или если кончина наступила внезапно.

Одним из главных условий происходящего обряда является ритуальное произношение умирающим формулы шахады «ля иляха илля Ллах, мухаммадар расулю Ллах» (полная форма звучит так: «Ашхаду алля иляха илля Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах», что в переводе с арабского означает «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха»). Эта формула знакома мусульманину с детства и сопровождает его на протяжении всей жизни: так, её произносят как минимум пять раз в день во время намаза, а также при рождении ребёнка. О том, насколько важно для умирающего мусульманина произнести эту формулу, говорит хотя бы тот факт, что в хадисе от Абу Саида, являющемся частью одного из «сводов» (сборников рассказов о поступках и изречениях пророка Мухаммеда), прямо дан совет подсказывать её слова умирающему. Они должны стать последними, что произнесёт человек, готовясь отойти в мир иной. Если после их произнесения он начнёт говорить о чём-то другом, находящемуся рядом с ним следует напомнить о неуместности подобных речей и снова заставить проговорить положенную формулу. Иногда также предписывают дать умирающему глоток воды, однако это, скорее, является данью местным обычаям, а не каноном.

Самим же присутствующим при последних минутах жизни мусульманина запрещается плакать или громко разговаривать и предписывается говорить только о хорошем, всячески поддерживая в сердце умирающего веру во всепрощение и милость Аллаха. Весьма похвальным делом многими богословами считается чтение над умирающим Корана – главной священной книги мусульман – так, чтобы он слышал. В похоронном обряде даже предусмотрена такая норма: если над умирающим читали 36-ю суру, известную также как «сура Ясин (Йа-Син)», названную Мухаммедом «сердцем Корана», и человек умер до окончания чтения, то, заметив это, чтение можно прервать. Правда, некоторые богословы советуют всё же дочитать суру до конца: считается, что если прочесть её дважды – во время смерти и после предания земле, – то похороны посетят ангелы милосердия в количестве, известном лишь Аллаху, а сам умерший будет защищён от наказания в могиле. Ему же значительно облегчится допрос во время Судного дня. Некоторые богословы говорят о желательности произнесения 36-й суры и сами умирающим, однако по этому поводу единого мнения среди мусульман-знатоков похоронного обряда нет, поскольку находящийся при смерти может просто находиться не в том состоянии, чтобы прочитать суру. Такое большое значение для души правоверного мусульманина она имеет благодаря своему содержанию: в ней в притчевой форме говорится о мощи Аллаха и о воскрешении мёртвых, о счёте деяний и о тех, кто не внял увещеваниям и не уверовал в истинность ислама. Хадисы также высоко ценят значение 36-й суры Корана для умирающих мусульман и прямо советуют читать её «для ваших мёртвых», не исключая, в числе прочих благостей, что оно способно облегчить выход души из тела.

Как похоронить правоверного мусульманина

Хоронят мусульманина в тот же день, как он умер, до заката солнца. Если смерть наступила ночью, то похороны назначаются на следующий день. Среди изречений пророка Мухаммеда можно встретить прямые неоднократные указания на безотлагательность этого процесса, чему есть своё логическое объяснение. В старину это было связано с климатическими особенностями Аравийского полуострова, на котором возник ислам. Полуостров, считающийся благодаря своему климату одним из самых жарких мест на планете, почти полностью покрыт каменистыми и песчаными пустынями, в которых даже зимой температура с севера на юг держится на уровне от +10-15 до +25. Летом же в районе южного побережья она доходит до +55 градусов. Само собой разумеется, что нельзя было держать покойника незахороненным продолжительное время при таком жёстком тропическом климате, поэтому следовало предать его земле как можно быстрее, чтобы он не начал разлагаться. Со временем это стало частью похоронного обряда мусульман. По этой же причине в исламе отсутствует такое понятие, как «последняя воля покойного», согласно которой его похороны могут быть проведены в той форме и в том месте, где он сам пожелает. Мусульманина рекомендуется предать земле на ближайшем мусульманском кладбище. Если он умер в плавании, то похороны откладываются до тех пор, пока корабль не пристанет к берегу, однако выбрать нужно ближайшую сушу. Если же земля находится далеко, а откладывать похороны нельзя, тогда проводится полный мусульманский похоронный обряд, к ногам умершего привязывается тяжёлый предмет, и покойный опускается в море или океан.

Однако исламские богословы и мирские учёные едины в том мнении, что спешка при похоронах нужна только лишь когда все вокруг будут убеждены в том, что смерть действительно наступила. Это нужно для того, чтобы избежать фатальной ошибки и не похоронить человека, потерявшего сознание или впавшего в состояние комы или летаргический сон. Для этого и нужно в домашних условиях обязательно вызывать бригаду скорой помощи и органы правопорядка – чтобы смерть правоверного была признана специалистами и запротоколирована. Если же смерть настигла его вне дома – в путешествии, вне границ поселения или ещё при каких-либо обстоятельствах, – присутствующим рядом следует принять все меры для того, чтобы убедиться в том, что человек действительно умер.

Если факт смерти зафиксирован и подтверждён, то необходимо сделать следующее:

  1. положить преставившегося на правый бок лицом к кибле. Кибла – это точно установленное с помощью математических расчётов направление из любой точки земного шара в сторону Мекки, где находится главная святыня всех мусульман мира – Кааба. Направление киблы указывается изображением компаса со стрелкой на молитвенном коврике, её же можно определить с помощью электронных карт, наручных часов или же компаса. Во всех исламских гостиницах в арабских странах на стене есть обозначение киблы в виде стрелки, заключённой в круг, так что если мусульманин умер в отеле, проблем с её определением обычно не возникает. Если смерть наступила во время путешествия на транспорте, киблой выбирается наиболее близкое направление либо направление движения транспортного средства. Также весьма распространённым является способ положить покойного на спину ногами в направлении киблы, слегка приподняв голову. Если же возникают какие-либо иные затруднения, то рекомендуется оставить покойного в наиболее оптимальном для него положении и направлении.
  2. закрыть ему глаза и совершить молитву, смысл которой состоит в просьбе Аллаха возвести умершего на уровень праведников, простить ему совершённые при жизни прегрешения и «осветить его могилу». Какой-либо единой формы молитвы в похоронном обряде не существует, в хадисах можно найти несколько равноправных молитв, предназначенных для этого случая.
  3. размять суставы, чтобы они не затвердели, положить на живот покойнику что-нибудь тяжёлое, чтобы предотвратить вздутие, подтянуть повязкой челюсть, чтобы она не свисала, и накрыть тело. Лучше всего, если все эти действия проведёт ближайший родственник покойного, который отнесётся к этому с должным вниманием и почтением. Это рекомендуют многие исламские богословы.
  4. омыть тело покойного. Это – настолько важный элемент похоронного обряда, что если его не проведёт никто из числа мусульман, то грех ложится на всех последователей Мухаммеда, проживающих в данной местности. Исключение составляют лишь погибшие в сражении шахиды: их хоронят сразу без омовения. В зависимости от пола покойного его должен обмыть представитель одного с ним пола (то есть, мужчину – мужчина, женщину – женщина), однако у жены есть право обмыть тело своего мужа. Также разрешается обмывать женщинам мальчиков, а мужчинам – девочек. Если у усопшего нет родственников, то омыть его обязан любой мусульманин, который узнал о его смерти и предаёт тело земле. Желательно, чтобы он был религиозно грамотным. Это – непременное условие обряда омовения: важность соблюдения правильности действий такова, что при выборе, кому омывать покойного – пожилому или более молодому, но знающему все тонкости обряда, – предпочтение отдаётся второму. Очень важным требованием является не только знание гассалом (человеком, омывающим покойного) порядка омовения, но и его надёжность с точки зрения умалчивания о физических недостатках, которые могут быть увидены на мёртвом. Это является благом не только для него, но и для совершающего обряд: хадисы обещают «прощение сорок раз» тому, кто совершит обмывание и умолчит о том, что ему придётся увидеть на теле.

Обмывают и омывают преставившегося не менее четырёх человек: сам гассал, помощник, сливающий воду на тело, и те, которые его переворачивают. Обряд происходит следующим образом:

а). мёртвый кладётся на жёсткое ложе лицом к кибле. Помещение окуривается благовониями, гениталии накрываются любой непрозрачной материей.

б). гассал трижды моет руки, одевает перчатки, затем надавливает на грудь покойника и ведёт ладонями вниз по животу так, чтобы из кишечника вышло его содержимое.

в). затем омываются половые органы, на которые запрещено смотреть.

д). после этого гассал моет обе руки по локоть, начиная с правой, и начинает обмывание всего тела. Лицо покойного и его руки по локоть моются трижды, голова, шея и уши хорошо смачиваются. Далее моются ноги умершего по щиколотку, затем – голова и борода, для которых используют тёплую воду с мылом и добавлением кедрового порошка.

е). затем умершего перекладывают на левый бок и омывают правый в такой очерёдности: сливают воду, протирают тело, снова льют, смывая мыльную воду с порошком. Гениталии остаются без протирки, на прикрывающую их материю просто льётся вода. Эта процедура повторяется трижды.

ж). затем покойный кладётся на правый бок и омывается точно в такой же последовательности, затем он снова трижды омывается водой в положении на правом боку, причём каждый раз меняется вода: в первый раз она – с кедровым порошком, во второй раз – с камфарой, в третий – обычная чистая. Спина омывается при приподнимании тела простым сливанием воды: переворачивать покойного лицом вниз запрещено. Если мусульманин умер во время хаджа или возвращаясь из него, то происходит его обмывание обычной чистой водой.

з). когда обмывание сделано, покойный укладывается в горизонтальное положение, и гассал снова проводит ладонями вниз по груди и животу, чтобы из организма вышли оставшиеся испражнения, после чего проводится общее обмывание тела целиком. Если выход содержимого кишечника произойдёт и в этот раз, то очищается лишь испачканное место. Обмывание более трёх раз считается излишним.

и). мокрое тело покойника обтирается полотенцем, лоб, ноздри, руки и ноги смазываются благовониями.

Исламом предусмотрены случаи, когда умерший является мужчиной, а вокруг него находятся одни женщины (или наоборот), а также когда в радиусе 2-3 км. нет необходимого количества воды или же имеется лишь вода для питья и есть опасность со стороны врагов или грабителей. В этих случаях проводится только таяммум – очищение песком или специальным камнем. При его совершении также можно использовать сухую землю, пыль, известь, цемент, глину, гипс. Смысл таяммума при этом – не создавать неудобства для правоверных, а лишь обозначить благоволение к ним Аллаха и довести его до завершения. Если для обмывания приглашён чужой умершему человек, то оно может быть и безвозмездным, и платным.

  1. обернуть тело покойного в саван, называемый кафаном. Это – не менее важная, чем омовение, часть похоронного обряда, имеющая свои нюансы. Например:

а). ислам запрещает хоронить умершего в одежде. Существует лишь два исключения из этого правила – шахиды (их разрешено хоронить в одежде) и отсутствие ткани для савана (в этом случае разрешается похоронить покойного в его одежде, но предварительно следует её помыть её и почистить).

б). саван для мусульманина шьётся из ситца или белого полотна. Материю следует подбирать в соответствии с тем достатком, который был у умершего при жизни. Если он был несостоятельным, то вполне достаточным признаётся накрывание его тела тремя кусками ткани; если же он был состоятельным и не оставил долгов, то это действие является обязательным по отношению к нему.

г). при покрытии тела можно использовать бывшую в употреблении ткань, но если есть новая, лучше взять её.

д). желательно, чтобы саван умершему мужу готовила жена, а умершей жене – муж, родственники или дети. Если умерший был одинок, то хоронят его со всеми подобающими действиями соседи.

Мужской саван состоит из трёх частей:

а). лифафа – ткани, покрывающие всё тело покойника и имеющие по 40 см. с каждой стороны, чтобы саван можно было завязать после окутывания им тела.

б). изар – куска ткани для окутывания нижней части тела.

в). камис – рубахи, сшитая так, чтобы прикрыть мужские гениталии.

Женский саван, помимо вышеупомянутых частей, имеет ещё две: химар (платок для головы и волос длиной 2 метра и шириной 60 см) и кирка, или хирка (кусок ткани для накрывания груди длиной 1,5 м. и шириной 60 см). Некоторые отличия имеет также женский камис, представляющий собой рубаху без воротника с вырезом для головы.

В том случае, если умер новорожденный или младенец, для его окутывания достаточно одной лифафы. Мальчиков до 8-9 лет можно окутывать так же, как и взрослых. Перед окутыванием нельзя стричь бороду, волосы и ногти на руках и ногах, а также удалять золотые коронки.

Процедура окутывания покойных мужчин такова:

а). перед покрытием на ложе расстилается лифафа, которую посыпают благоуханными травами и ароматизируют разными благовониями, поверх неё кладётся изар.

б). на эти ткани укладывают покойника, одетого в камис, руки укладываются вдоль тела, которое также умащается благовониями.

в). затем над покойником читаются молитвы и происходит последнее прощание.

г). окутывают изаром тело – сначала левую сторону, затем – правую.

д). затем покойника окутывают лифафой: сначала – с левой стороны, затем завязывают узлы у головы, пояса и ног. При опускании в могилу они развязываются.

Окутывание женщины идентично с той разницей, что грудь покойной сначала покрывают хиркой, затем одевают камис и опускают на него волосы, разделённые на две части, а на лицо кладётся химар, подложенный под голову.

  1. прочитать погребальную молитву (джаназа-намаз). Это – ещё одна важнейшая составляющая похоронного обряда, и, как и в случае с обмыванием, если её не совершить, то грех падает на всех мусульман, живущих в данной местности. Джаназа-намаз обязателен настолько, что если на доступном расстоянии нет имамов или мужчин-мусульман, его должна прочитать хотя бы одна женщина-мусульманка. Похороны без произнесения этой молитвы считаются недействительными. Не читают её лишь над немусульманами и лицемерами (мунафиками). После окутывания в саван умершего кладут на специальные похоронные носилки (тобут), покрытые одеялом, после чего ставят их перпендикулярно кибле. Присутствующие становятся лицом к Каабе, желательно в три ряда, а прямо перед носилками на уровень груди (сердца) встаёт молящийся имам-ханафиит. Шафиит становится напротив головы мужчины-покойника или на уровень середины тела женщины. Справа от него должна быть голова умершего, а слева – ноги. Погребальная молитва читается стоя и молча (кроме такбиров), азан и икамат (два призыва на ежедневную молитву: азан – обязательный, икамат – желательный) не произносятся. Если погребальную молитву читают сразу для представителей всех возрастных и гендерных категорий, то покойных кладут так: непосредственно перед имамом – мужчину, за ним – мальчика, дальше – женщину, последней – девочку, при этом имам-шафиит должен стоять так, чтобы одновременно быть на уровне головы мужчины и середины тела женщины. Перед чтением джаназы-намаза всем присутствующим на похоронах обязательно совершить любой из обрядов ритуальной чистоты – малое омовение, полное или таяммум. Желательно, чтобы погребальную молитву читали все присутствующие при обряде похорон: её сила заключается в коллективном прочтении. Особенно это важно для жены умершего или его родственниц: женщинам запрещается присутствовать при непосредственном погребении покойного. Громко оплакивать умершего при произнесении погребальной молитвы запрещено. Перед началом имам спрашивает у присутствующих:

а). числятся ли долги за мёртвым, которые он не успел выплатить. Если они имеются, то имам просит родственников рассчитаться с ними.

б). должен ли ему кто-либо. Если таковые имеются, то имам просит рассчитаться должников с родственниками умершего.

в). есть ли кто-то, кто был в ссоре или споре с почившим. Если таковые имеются, то имам просит простить покойного.

В исламе предусмотрено две формы джаназы-намаза – ханафитская и шафиитская. Обе являются равноправными, соответствующими канону и отличаются друг от друга лишь в деталях. Неизменным являются следующие части:

а). ният (намерение), имеющее следующую формулу: «Я собираюсь выполнить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного». Имя его при этом можно не произносить.

б). четыре следующих друг за другом такбира (возвеличивание Аллаха). Каждый такбир произносится вслух так, чтобы присутствующие это слышали. При первом ханафиты поднимают кисти рук на уровень ушей и затем опускают их на живот под пупком, шафииты при каждом такбире поднимают кисти рук на уровень плеч так, чтобы пальцы были на уровне ушей.

в). после первого такбира ханафиты произносят «О Аллах, ты далёк от всех недостатков, и я восхваляю Тебя. Бесконечно присутствие имени Твоего во всём, высоко величие Твоё и, кроме Тебя, мы никому не поклоняемся». Шафииты говорят следующее: «Я удаляюсь от Сатаны, побиваемого камнями, приближаясь к Всевышнему Аллаху. Начинаю именем Милостивого Аллаха, милость которого безгранична и вечна», после чего читается сура «аль-Фатиха».

г). затем проговаривается второй такбир, после которого читается «Салават». Шафииты начинают его чтение со слов «Аль-хамду лил-ляях».

д). далее читается третий такбир, после которого ханафиты проговаривают «молитву за покойного» по определённой форме, вслед за которой читается молитва-дуа за всех живых и мёртвых мусульман. Шафииты читают молитву-дуа за покойного, себя и всех верующих, чья форма идентична ханафитской.

е). наконец произносится четвёртый такбир, после которого молящийся со словами приветствия поворачивает голову направо, смотря на плечо, затем – налево с этими же словами. Шафиит после четвертого такбира произносит определённую словесную формулу и также повторяют приветствие с поворачиванием головы в стороны в той же последовательности, что и ханафит.

На этом джаназа-намаз заканчивается.

  1. похоронить покойного. Тобут с его телом доставляется к могиле, причём умершего несут головой вперёд (из дому его выносят ногами вперёд) не менее четырёх человек. У всех, кто участвует в похоронах, голова должна быть покрыта. Когда покойный принесён к могиле, желательно, чтобы никто из присутствующих не присаживался до тех пор, пока тело не будет опущено на землю. В зависимости от вида земли могила для мусульманина представляет собой яму размерами 200х75х130 см. (длина-ширина-глубина) или 1,5х2,5х1,5 м., в правой стороне которой вырыто углубление (ляхад) высотой 55 см. а шириной – 50, половина из которых находится внутри, а половина – снаружи. В него и опускается усопший. Выкапывается ляхад для того, чтобы хищные животные не смогли почувствовать запах покойника, разрыть могилу и вытащить его. Если почва рыхла, сыпуча или существует вероятность обвала, то ляхад можно не делать, но в дне могилы выкапывается углубление. И ляхад, и углубление после помещения туда покойника закрываются необожжёнными кирпичами, глиняными плитами из глины или досками. Когда хоронят женщину, то её накрывают чем-нибудь так, чтобы её нельзя было увидеть. Тело её опускают муж или родственники, если же она была одинока, то соседи или те, кто провожает её в последний путь.

Опускать покойника нужно головой вперёд и ногами вниз с той стороны, где будут находиться его ноги. Допустимо опускать его со стороны киблы. Если в могилу опускают женщину, то над ней держат покрывало так, чтобы мужчины могли видеть лишь её саван. Укладывают умершего на правый бок головой к кибле, для чего под неё подкладывают немного земли и подпирают спину камнями для фиксации положения. Похороны в гробах и в исламе не приняты за исключением тех случаев, когда над покойным совершили надругательство в виде расчленения или же он разложился.

  1. закрыть могилу. Сначала присутствующие бросают горсть земли (в некоторых источниках – три горсти) в область головы, произнося при этом определённую словесную формулу, затем могилу закапывают до тех пор, пока не образуется холмик, не превышающий в высоту 15-20 см. или высоту четырёх пальцев, сложенных вместе. После закапывания её следует полить, семь раз бросить по горсти земли и прочитать молитву, гласящую «Из неё мы сотворили вас, и в неё возвращаем вас, и из неё выведем вас в другой раз». Допускается также прочитать 36-ю суру. Когда всё это сделано, у могилы остаётся один человек, читающий талкин – свидетельство о вере мусульманина в Аллаха и его пророка. Затем на неё в область головы устанавливают обращённые к Мекке камень или табличку с именем и фамилией покойного и датами его жизни. Также рекомендуется написать на ней ту самую формулу, что произносят при бросании земли на могилу – «Инна лиляхи уа инна иляйхи раджиун», что в переводе означает «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему». Ислам запрещает выделять могилу среди прочих: нельзя обкладывать её мрамором, устанавливать памятники с изображением покойного или строить на ней ещё что-либо.

Живым запрещается:

  1. сидеть на могиле.
  2. наступать на неё.
  3. ходить между могилами.
  4. совершать на ней ежедневный намаз.
  5. класть на неё цветы, зелёную траву, сажать и выращивать деревья.
  6. обрызгивать её водой больше одного раза.

Всем, кто принимал участие в похоронах мусульманина, после погребения следует молиться за него, а посещающим кладбище предписывается молчать, избегая разговоров на мирские темы, и размышлять о том, что происходит с душой после смерти, испытывая страх перед Аллахом.

Поведение после похорон

Интересным представляется вопрос, можно ли выражать тазию (соболезнования) мусульманину-родственнику покойного и как это правильно делать. Надо сказать, что ислам не запрещает соболезнования как таковые, однако их смысл несколько отличается от соболезнований, принятых, предположим, в христианстве различного толка. Суть исламской тазии – успокоить родственников, напомнить им о неотвратимой воле Аллаха и призвать их к терпению. Форма её выражения может быть любой, в рекомендациях богословов на этот случай можно встретить, например, такое: «Пусть Аллах воздаст тебе за терпение, внушит успокоение, утешение и пусть простит возможные прегрешения покойного». То есть, как можно видеть, соболезнования в исламе могут сочетать также элементы пожелания, ободрения и напутствия. Выражать тазию можно один раз в течение трёх дней после похорон, позже – нежелательно. Дважды соболезновать родным по поводу потери близкого человека нельзя. Не устраиваются также специальные собрания для принятия соболезнований, чтобы щадить чувства родственников покойного. Допустим плач, вызванный сердечной и душевной болью утраты, однако оплакивание, особенно громкое, с криками, воплями, разрыванием одежды на себе и нанесением различных ран исламом порицается как грешное и наносящее боль покойному, из-за которой он мучается. Вообще плач по мёртвому согласно нормам шариата считается языческим пережитком и входит в число четырёх вещей, которые, согласно изречению пророку, не должна терпеть «его община». Если по покойнику плачут мужчины, то окружающие имеют право упрекать их, а если старики и дети, то их нужно ласково успокаивать. Строго запрещается ночевать в доме покойного, если в нём выражается тазия.

По этой же причине в день похорон родственникам и семье покойника не рекомендуется принимать гостей, даже если они пришли выразить им моральную поддержку, и готовить поминальный обед. Этим могут заниматься соседи, друзья или близкие, однако каноны ислама не советуют питаться в доме умершего в первые три дня после похорон.

В течение трёх дней после похорон нельзя резать скот. Также нельзя носить траур более трёх дней. Исключение делается для вдовы, которая носит траур по умершему мужу 4 месяца и 10 дней. По истечении этого срока она считается свободной и может снова выходить замуж.

Мусульманские поминки по умершему устраиваются на 3-й, 7-й, 9-й, 40-й день после его смерти, на годовщину и каждый год в день смерти. Татары устраивают поминки также и на 52-й день после погребения. Устраивают их также и в день похорон, однако это не является каноном а, скорее, обычаем и, кроме того, не рекомендуется некоторыми богословами со ссылкой на нормы ислама, о которых мы упоминали чуть выше. Кроме того, обычай поминок на третий день входит в некоторое противоречие с исламом, который, как мы уже говорили, не советует три дня питаться в доме умершего. Противоречат канонам ислама и поминки на 40-й день: считается, что это пришло в ислам из христианства и является тягостным бременем для родственников покойного, как и вообще частые поминки. Допустимо угощать нищих и обездоленных, однако это тоже не является обязательной нормой.

На поминки приглашаются имам, отправлявший джаназу-намаз, родственники покойного, даже если они живут далеко, и близкие. Отказаться приглашённым от участия в поминках можно лишь при чрезвычайных обстоятельствах.

При проведении поминок запрещено:

  1. брать денежные средства в долг на их проведение.
  2. использовать средства или имущество покойного.
  3. проводить их за счёт унаследованного имущества.
  4. резать скот ради приготовления поминального блюда.

Особых блюд на поминки не готовят, при угощении подаются то же самое, что и при самом обычном обеде, однако есть определённые условия проведения поминок:

  1. поминальная трапеза должна быть кратковременной.
  2. мужчины и женщины находятся в разных помещениях.
  3. если помещение одно и разделение невозможно, то в поминальном обряде участвуют лишь мужчины.

На стол сначала подаются сладости, символизирующие сладкую загробную жизнь мусульманина, и чай, затем – плов. Перед началом трапезы читается молитва, сами же поминки проходят в молчании. После их окончания все также молча встают и идут на кладбище, после чего расходятся по домам.

Некоторые родственники отвозят поминальное угощение сослуживцам или коллегам покойного по работе. Ислам это не возбраняет, однако предписывает воздерживаться от излишеств. Также в Средней Азии в поминальный день иногда собираются прямо на улице, где во дворе строится коробка с небольшими, высотой по пояс стенами и со столбами по её периметру, и готовят в казане плов, а на тандыре – лепёшки. Если тандыра нет, то лепёшки приносят с собой участвующие в поминках. В дождливую погоду над местом поминовения натягивается брезент.

В узком кругу родственников покойного, проживавшего вместе с ним, также проводятся общие поминки каждый четверг вплоть до 40-го дня, при которых готовится и подаётся сладкая халва и чай. Однако многие имамы и богословы порицают традицию слишком частых поминок (как и в случае с поминками в день погребения и на третий день), указывая на то, что их суть – не в объедении семьи покойного и его родственников, а в том, чтобы вспомнить об усопшем и поддержать его близких морально и психологически. По этой же причине ими порицается превращение поминок в роскошные застолья, чем иногда грешат излишне усердные мусульмане. Ислам предписывает мусульманину жить скромно и воздерживаться от излишеств, и этому не мешает следовать и после его смерти.

Мусульмане обычно считают, что добрые дела, которые делает человек при жизни, дают ему право вступления в рай на Судный день. Многие последователи ислама считают, что мертвые до последнего дня остаются в своих могилах, испытывая мир в раю или страдания в аду.

Когда смерть неизбежна

Когда мусульманин чувствует приближение смерти, члены его семьи и очень близкие друзья должны при этом присутствовать. Они вселяют умирающему надежду и доброту, а также читают “шагады,” подтверждая, что нет иного Бога, кроме Аллаха. Как только близкий умер, присутствующие должны сказать: “Истинно, мы принадлежим Аллаху, и действительно к Нему мы возвращаемся”. Присутствующие должны закрыть покойнику глаза и нижнюю челюсть, прикрыв тело чистой тканью. Они должны также произнести “dua” (“прошении) к Аллаху, чтобы попросить прощения грехов умершего. Родственники должны поспешить погасить все долги покойника, даже если это означает, что все их богатства будут исчерпаны.

Как хоронят мусульман – когда провести мусульманское погребение?

Согласно исламскому шариату, тело должно быть похоронено как можно скорее с момента смерти, а это значит, что похоронное планирование и подготовка начинаются незамедлительно. Местная организация исламской общины помогает при отпевании и погребении, координирует свои действия с похоронным бюро.


Как хоронят мусульман – донорство органов

Донорство органов приемлемо для мусульман. Как гласит учение Корана, что “Всякий, кто приходит на выручку одному человеку, спасает жизнь всего человечества.” Если возникают вопросы касательно донорства, близкие покойника консультируются с имамом (религиозным лидером) или мусульманским похоронным бюро.


Как хоронят мусульман – вскрытие

Обычные аутопсии неприемлемы в исламе, поскольку они рассматриваются как осквернение тела умершего. В большинстве случаев, семья покойника может законно отказаться от процедуры вскрытия.


Как хоронят мусульман – бальзамирование

Бальзамирование и косметология также не допускаются, если это не требует государственный или федеральный закон. Из-за запрета на бальзамировании и срочность, с которой тело должно быть захоронено, не представляется возможным перевоз тела из других стран.


Как хоронят мусульман – кремация

Кремирование тела мусульман запрещено.


Как хоронят мусульман – подготовка тела

Приготовление тела покойника начинается с омовения и укутывания (кафан). Умерший должен быть промыт трижды или нечетное количество раз. Процедуру выполняют четыре человека, причем, мужчин обязательно моют мужчины, а женщин – женщины. Обычно омовение выполняют в таком порядке: справа сверху, верхняя левая сторона, нижняя правая сторона, нижняя левая сторона. Женские волосы моют и заплетают в три косы. После процедуры мытья, тело покрывают саваном.

Окутывают тело тремя большими белыми кусками материала, уложенными друг на друга. Корпус тела должен быть помещен поверх листов. Женщинам надевают платья без рукавов до пят, а головы покрывают. Если это возможно, левая рука покойного лежит на груди, а правая покрывает левую поверху, как в состоянии молитвы. Куски ткани должны быть обернуты вокруг тела, а сам чехол закрепляется веревками. Одну из них крепят над головой, другой связывают тело, а третья проходит под ногами.

Затем тело для панихиды перемещают в мечеть («Масджид»). Джаназа-намаз (панихиды) должны выполняться всеми членами сообщества. Молитвы читаются в специальной комнате или во дворе мечети. Молящиеся обращаются к “кибла”, образуя три линии: близкие покойнику мужчины, затем другие мужчины, дети и последние женщины.


Как хоронят мусульман – погребение

После совершения джаназа-намаз тело покойного несут на кладбище. Традиционно при погребении присутствуют лишь мужчины. Могила должна быть выкопана перпендикулярно кибла, а тело покойного кладут на правый бок, лицом к кибла. При этом читают строки “Bismilllah wa ala millati rasulilllah”. Затем сверху укладывают слой из дерева и камней, чтобы избежать прямого контакта тела с почвой, которая наполнит могилу. Затем скорбящие бросают по три горсти почвы. На место заполненной могилы устанавливают небольшой камень или маркер. На могиле запрещается устанавливать большой памятник.


Как хоронят мусульман – поминки

После похорон и погребения, ближайшая семья умершего принимает посетителей. Первые три дня считаются траурными и поминают усопшего. Как правило, траурный период может длиться до 40 дней, в зависимости от степени религиозности семьи.

Вдовы должны соблюдать более длительный период траура, четыре месяца и десять дней. За это время им запрещается общаться с людьми, которые потенциально могут вступать с ними в брак (известный как «па-махрама»). Исключением может служить в экстренных случаях только врач.


В исламе приемлемо скорбеть во время смерти и плакать на похоронах. Тем не менее, сильные плач и крики, разрывание одежды, выражают отсутствие веры в Аллаха, поэтому запрещены.