Георгий Трофимович Шитиков: биография. Береговой георгий тимофеевич - биография. лётчик-космонавт ссср кандидат психологических наук дважды герой советского союза Друзья не уходят из жизни

(1978 ) Страна:

СССР СССР

Известен как:

разработчик военных средств радиосвязи

Награды и премии:

Георгий Трофимович Ши́тиков ( -) - советский конструктор военной радиоаппаратуры. Руководил разработкой и освоением в производстве первой советской серийной УКВ ЧМ радиостанции .

Биография

Руководил разработкой и освоением в производстве аппаратуры радиосвязи для Вооруженных сил, в том числе первой советской серийной УКВ ЧМ радиостанции.

В городе Мытищи на доме по адресу: Олимпийский пр-т, д. 15 кор. 1 установлена памятная доска с надписью:

Микрорайон имени Шитикова назван в честь заслуженного деятеля науки и техники РСФСР доктора технических наук профессора Шитикова Георгия Трофимовича, проживавшего в этом районе с 1930 по 1978 гг.

Награды и премии

Библиография

См. также

Напишите отзыв о статье "Шитиков, Георгий Трофимович"

Примечания

Источники

  • Шитиков Г. Т. Как создавались УКВ-радиостанции с частотной модуляцией А-7, А-7-А и А-7-Б.//В кн.:
  • Громов В. Московский радиозавод в годы войны.//Радио, 2011, № 9, с. 9

Отрывок, характеризующий Шитиков, Георгий Трофимович

«Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде.
– Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
«Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!»
Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа.
На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело.
«Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажени дров, на них был снег, от них падала тень; через них и с боку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленная стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченная из какого то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять всё совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой то вечно молодой силой и радостью.
С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам, скрыпнуло звонко на последней, на которую был нанесен снег, и голос старой девушки сказал:
– Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться.
– Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони.
Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему.
«Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки.
– Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца.

Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками.
Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.
– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.

советский конструктор военной радиоаппаратуры, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор

Биография и радиостанция А-7

В 1938 году небольшому коллективу во главе с Г. Т. Шитиковым было поручено разработать переносную УКВ радиостанцию. Итогом почти трехлетней работы стала новая станция А-4, которая прошла испытания в конце 1940.

Результаты оказались невиданными для УКВ радиостанций. Главным достоинством А-4 была чрезвычайно высокая для того времени стабильность частоты. Это позволило в дальнейшем на базе А-4 разработать первую УКВ радиостанцию с частотной модуляцией А-7.

Работа над А-7 началась уже военной осенью 1941 года В сентябре Шитикова вместе с другими ведущими разработчиками радиоаппаратуры вызвали к начальнику Главного управления связи Красной Армии И. Т. Пересыпкину. Обсуждался вопрос - что может дать применение частотной модуляции в военной технике связи.

Этот разговор и натолкнул Г. Т. Шитикова на мысль - почему бы не использовать частотную модуляцию в А-4. На первый взгляд, задача казалась трудно разрешимой. Но при детальном изучении вопроса многие трудности оказались преувеличенными. В короткий срок была разработана схема частотного модулятора с использованием нелинейной динамической емкости лампы. Вместо дискриминатора решено было использовать обыкновенный резонансный контур.

Сразу после испытаний было налажено серийное производство А-7. На заводе не хватало самых необходимых инструментов и приспособлений. Самим приходилось делать испытательные и регулировочные стенды, генераторы. Другой серьёзной проблемой были кадры. Ведь основной рабочей силой были дети. На них уже ложилась по-настоящему взрослая задача - обеспечить Крас­ную Армию крайне необходимыми ей средствами связи.

И все же несмотря на все трудности, первые станции А-7 поступили на вооружение к началу наступления Красной Армии под Сталинградом. В конце 1943 года выпускалось уже 1000-1200 комплектов А-7 в месяц. Параллельно с работами по освоению производства А-7 шла её модернизация, и уже в начале 1944 года заводы приступили к выпуску А-7-А. Было сокращено число ламп, выходной каскад передатчика объединили с возбудителем, на 30 % было снижено потребление энергии.

В декабре 1944 года стала выпускаться и А-7Б, которая имела большой радиус действия за счет увеличения мощности передатчика и повышения чувствительности приемника.

Благодаря новизне технических решений, основательной проработке всех деталей конструкции они стали едва ли не самыми распространенными радиостанциями военных лет. К концу войны отечественная радиопромышленность выпускала около 4000 комплектов А-7 и её модификаций.

Георгий Трофимович Шитиков - Лауреат Сталинской премии, Лауреат Государственной премии СССР. Умер в 1978 году.

Георгий Береговой родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка ныне Карловского района Полтавской области Украины. В 1937 году окончил восемь классов средней школы в городе Енакиево. В 1937 году занимался в аэроклубе в городе Енакиево.

С 12 декабря 1938 года ­ в Красной Армии. 13 июня 1941 года окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу имени пролетариата Донбасса. С 13 июня 1941 года ­ пилот 314­-го разведывательного авиационного полка 28­-й авиационной дивизии Центрального фронта. С 3 октября 1941 года ­ пилот 15­-го запасного авиационного полка Приволжского военного округа. С февраля 1942 года ­ пилот 150-­го ближнебомбардировочного авиационного полка Приволжского военного округа. Этот авиационный полк позднее был переименован в 451-­й штурмовой авиационный полк. До направления в действующую армию Георгий Береговой летал на самолётах "Як­-4" и "Р-­6".

Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года. С 15 августа 1942 года служил командиром звена 451-­го штурмового авиационного полка. С 18 ноября 1942 года Георгий Береговой ­ командир звена 235-­го штурмового авиационного полка. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. С декабря 1942 года по 25 марта 1943 года проходил подготовку в 5-­м учебном авиационном полку.

К июлю 1944 года гвардии капитан Береговой совершил 108 боевых вылетов на самолётах "По-­2", "Р-­5", "СБ", "Ил­-2", из них 75 ­ ведущим группы штурмовиков. В одном из боёв получил лёгкое пулевое ранение в голень левой ноги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Береговому Георгию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

К Победе выполнил 185 боевых вылетов. Участник Ржевско-­Сычевской и Ржевско­Вяземской операций, Курской битвы и битвы за Днепр, Белгородско-­Харьковской, Житомирско­-Бердичевской, Проскуровско­ Черновицкой, Львовско-­Сандомирской, Дебреценской, Бухарестской и Венской наступательных операций.

В январе 1964 года решением Главкома ВВС Береговой был зачислен в отряд космонавтов. С 25 января 1964 по 23 января 1965 года проходил общекосмическую подготовку. С марта 1965 года занимался боевым применением космических летательных аппаратов. С 3 мая 1965 по январь 1966 года проходил подготовку в качестве командира второго экипажа корабля «Восход­-3» для полета по научной программе длительностью 10 - 15 суток. В январе 1966 года программа полета корабля «Восход-­3» и состав экипажей были изменены. С января по май 1966 года проходил подготовку в качестве командира второго экипажа корабля «Восход­-3» для полета по военной программе длительностью до 20 суток.

Программа подготовки была завершена, комплексные тренировки сданы успешно, но в мае 1966 полет был отменен в связи с закрытием программы «Восход». C декабря 1966 по май 1968 года проходил подготовку в качестве командира активного КК «Союз» по программе стыковки на орбите, сначала в составе третьего экипажа, а с июня 1967 года ­ в первом экипаже. Полёт со стыковкой 2-­х пилотируемых кораблей был отложен. С августа по октябрь 1968 года проходил подготовку в качестве командира-­пилота корабля «Союз-­3», по программе стыковки с беспилотным кораблём «Союз­-2».

С 26 по 30 октября 1968 года полковник Береговой совершил полёт на космическом корабле "Союз-­3", во время которого было осуществлено многократное маневрирование космического корабля на орбите и его двукратное сближение с беспилотным космическим кораблём "Союз­-2", произведён ряд технических экспериментов по отработке систем и оборудования космического корабля "Союз", а также наблюдения в целях изучения околоземного космического пространства. Продолжительность полёта: 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд.

За успешное выполнение орбитального полёта и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1968 года генерал-майор авиации Береговой Георгий Тимофеевич награждён орденом Ленина и второй медалью "Золотая Звезда".

С 9 апреля 1969 года Г.Т. Береговой ­ заместитель начальника, а с 26 июня 1972 года ­ начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. 3 января 1987 года уволен в отставку.

Жил в посёлке Чкаловский Московской области, затем ­ в Звёздном городке. Скончался 30 июня 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 3-­й степени, Александра Невского, 2 орденами Красной Звезды, 2 орденами Отечественной войны 1-­й степени, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-­й степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и 11-­ю юбилейными медалями, иностранными наградами: «Золотая Звезда» Героя Социалистического труда, орденом Георгия Димитрова, медалью «25 лет народной власти», медалью «100-­летие падения Османского ига», орденом Красного Знамени с бриллиантами, Золотой медалью «За боевое содружество», «Народный Герой Югославии» 2-й степени.

Награждён также золотой медалью имени Ю.А.Гагарина, медалью де Лаво, удостоен премии имени К.Э.Циолковского АН СССР. Лауреат Государственной премии СССР за подготовку экипажей для полетов по программе «Интеркосмос». Почётный гражданин городов Калуга, Луганск, Енакиево, Винница, Плевен, Сливен.

В школе-­гимназии № 37 города Енакиево в музее народного образования открыт отдел, посвящённый Герою. Там же, в Енакиево, ему установлены бронзовый бюст и памятная стела на аллее Героев. В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. В 2011 году Южная железная дорога присвоила имя Г.Т.Берегового поезду № 91/92 "Полтава­-Москва".

Георгий Трофимович Шитиков (1903-1978) - советский конструктор военной радиоаппаратуры. Руководил разработкой и освоением в производстве первой советской серийной УКВ ЧМ радиостанции.

Биография

Родился в 1903 году.

Руководил разработкой и освоением в производстве аппаратуры радиосвязи для Вооруженных сил, в том числе первой советской серийной УКВ ЧМ радиостанции.

1940 год - успешное испытание опытного образца переносной УКВ радиостанции А-4 (НИИ связи Красной Армии имени К.Е. Ворошилова - НИИС КА, в последующем - 16-й ЦНИИИС). В июле 1941 года на заводе «Электросчетчик» (Мытищи) началось её серийное производство.

1941-1944 годы - разработка и успешный производственный выпуск УКВ радиостанции А-7 и её модификаций (Завод № 2 НКО, переименованный в 1943 году в завод № 528 НКЭП, после войны носил название «Темп»). Доктор технических наук, профессор, полковник.

В городе Мытищи на доме по адресу: Олимпийский пр-т, д. 15 кор. 1 установлена памятная доска с надписью:

Микрорайон имени Шитикова назван в честь заслуженного деятеля науки и техники РСФСР доктора технических наук профессора Шитикова Георгия Трофимовича, проживавшего в этом районе с 1930 по 1978 гг.

Награды и премии

  • заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
  • Сталинская премия третьей степени (1943) - за разработку нового типа радиостанции (А-7)
  • Сталинская премия третьей степени (1950) - за работу в области радиотехники
  • два ордена Красной Звезды
  • медали.

Библиография

  1. Шитиков Г. Т. Стабильные диапазонные автогенераторы (теория и расчет). - М. : Советское радио, 1965. - 614 с. - 11000 экз.
  2. Шитиков Г. Т., Цыганков П. Я., Орлов О. М. Высокостабильные кварцевые автогенераторы. - М. : Советское радио, 1971. - 375 с. - 11300 экз.
  3. Шитиков Г. Т. Стабильные автогенераторы метровых и дециметровых волн. - М.:Радио и связь, 1983. - 256 с. - 7000 экз.

Георгий Трофимович Якушкин родился в 1923 году в деревне Старые Пичингуши Ельниковского района Мордовской АССР в крестьянской семье. Русский. Вместе с родителями переехал в село Новотроицкое Сосновского района Челябинской области. Здесь окончил начальную школу. Учился на курсах трактористов в Полетаево. Работал в колхозе. В апреле 1942 года призван в Советскую Армию, с июня участвует в боях с немецко-фашистскими захватчиками на Центральном фронте. Младший сержант, командир отделения саперного взвода 78-го стрелкового полка 74-й стрелковой дивизии.

Звание Героя Советского Союза присвоено 16 октября 1943 года. Награжден медалью «За боевые заслуги».

Г. Т. Якушкин был ранен в одном из боев в 1943 году за освобождение Украины. Умер в госпитале от ран. Похоронен в городе Сквире Киевской области.

В поселке Полетаево Сосновского района на здании Дома культуры в память о Герое Советского Союза Г. Т. Якушкине установлена мемориальная доска. Именем его названа улица в Кирове.

21 сентября 1943 года 74-я стрелковая дивизия вышла к Днепру севернее Киева. Командующий 13-й армией генерал Н. П. Пухов приказал форсировать реку с ходу.

Командир 78-го стрелкового полка Мусенко решил выслать разведку. Возглавил группу командир саперного отделения младший сержант Г. Т. Якушкин. С наступлением темноты незамеченными разведчики переплыли Днепр.

Якушкин обследовал береговую кромку, обезвредил более десятка противопехотных мин, выбрал наиболее удобный участок для переправы и устройства причалов. Вернулись разведчики без потерь. Как говорится в наградном листе, «Якушкин содействовал быстрой организации переправы».

На рассвете следующего дня части дивизии начали форсирование. На воду были спущены плоты из бревен и бочек, рыбацкие лодки, баржи и несколько специальных лодок. На десант обрушили удары бомбардировочная авиация, артиллерия и минометы врага.

Впереди на своей лодке, с двумя пулеметными расчетами, плыл младший сержант Якушкин. Вот он достиг заветной кромки. Бойцы с пулеметами, стреляя на ходу, занимали боевую позицию, а сапер, повернув лодку, пустился в обратный рейс, за новой группой.

Противник неистовствует. Река кипит от разрывов снарядов, мин и бомб. Но Якушкин, презирая опасность, курсирует в этой смертельной круговерти. Перебрасывает все новые и новые группы бойцов.

Якушкин отважно и героически выполнял свой долг. Под непрекращающимся огнем продолжал переправлять живую силу и технику, обеспечивая тем самым удержание плацдарма.

Из наградного листа:

«За мужество и героизм, отвагу и способствование переправе младший сержант Якушкин удостоен присвоения звания Героя Советского Союза».